В статье мы расскажем:
- Разница между социальным действием и взаимодействием
- Признаки и условия социального взаимодействия
- Нормы социального взаимодействия
- Ценности социального взаимодействия
Живя в обществе и являясь его представителем, человек неизбежно взаимодействует с другими людьми, то есть испытывает воздействие и воздействует сам. Таким образом происходит коммуникация. Но это всегда больше, чем просто общение. Это прямой и косвенный обмен информацией и различными смыслами, которые складываются не только из слов, но из манеры поведения и выполнения определенных действий.
Ценности социального взаимодействия – это идеалы, цели, к которым стремится человек и общество. Их делят на три группы: универсальные, внутригрупповые и личностные. В сознании человека одновременно могут существовать не более десятка различных ценностей, которыми он может руководствоваться.
Разница между социальным действием и взаимодействием
Бытует мнение, что каждое проявление социальной активности приводит к социальному взаимодействию (далее СВ). Но многие эксперты утверждают, что человеческие действия обычно обуславливают этот отклик, но не всегда, и могут оставаться без ответа. То есть иногда социальное действие не пробуждает соответствующего СВ.
Сам термин «социальное взаимодействие» в учебниках и справочниках объясняется по-разному. В расчет берутся следующие точки зрения: обмен действиями, способ реализации личностных связей, поведение человека, набор взаимозависимых поступков, взаимное влияние людей в социуме, межличностные (групповые) отношения. Обобщив все эти мнения, можно определить понятие СВ как обмен участников взаимодействия (акторов) социальными действиями (далее СД).
Чем отличается социальное действие от взаимодействия людей?
-
Первое (СД) предполагает проявление активности по отношению к другим членам общества. Это обмен поступками между субъектами (двумя и более), прямое или косвенное их влияние друг на друга. Причем социальная активность может исходить от самого индивидуума (или группы) и считаться «вызовом» или проявляться в виде отклика на действия окружающих и восприниматься как «ответ на вызов».
-
Второе (СВ) – главная потребность человека. Только общаясь с равными себе он удовлетворяет массу собственных потребностей и увлечений, реализует свои ценности, осуществляет планы. Важной частью социального взаимодействия становится возможность предсказать взаимные намерения, а проще говоря, единодушие акторов. Если участники коммуникации мыслят по-разному, имеют полностью несовместимые задачи или интересы, то данное взаимодействие, возможно, будет негативным.
Признаки и условия социального взаимодействия
Все взаимоотношения (СВ) имеют характерные черты:
-
Предметность. Общение всегда целенаправленно (преследует цель) или причинно (вызвано какой-либо причиной), что является внешним фактором для общающихся групп, людей.
-
Внешняя выраженность (за общением можно наблюдать). Данный признак вытекает из того, что взаимодействие построено на обмене знаками (символами), которые считывают участники коммуникации.
-
Ситуативность. Подобное общение (как и ценности социального взаимодействия) всегда увязано с какой-то ситуацией, с конкретной обстановкой (к примеру, вступительный экзамен, дружеская вечеринка).
-
Наглядность. Поведение такого типа демонстрирует субъективные замыслы (желания) участников.

Еще раз подчеркнем, что социальное взаимодействие всегда является коммуникацией. Но это не обычное общение на уровне обмена информацией, а более глубокое, включающее непрямой обмен и чувствам, и смыслами. И это так. Судите сами, двое могут ничего не говорить друг другу и не пытаться что-то сообщать другими средствами. Но факт того, что каждый может видеть действия партнера, который это понимает, превращает их социальную активность в соответствующее взаимодействие.
#THREE_STEPS#Люди, совершающие на виду у другого субъекта определенные действия, которые тот считывает и трактует для себя, уже транслируют друг другу смыслы. Наедине с собой индивидуум ведет себя совсем иначе, чем среди людей.
Таким образом, СВ присуща отличительная характерная черта – наличие обратной связи. Она и предусматривает ответную реакцию, которой, кстати, может и не быть. И тем не менее отдачу ждут, предполагают как вполне реальную возможность.
Американский эксперт-социолог Питирим Сорокин (выходец из России) открыл два ключевых условия для социального взаимодействия. Участники коммуникации обязаны иметь:
-
Душевный склад и органы чувств как средства понимания других людей (их жестов, интонаций голоса, эмоций, мимики и действий).
-
Возможность одинаково транслировать все свои мысли, ощущения, переживания (иначе говоря, использовать единые приемы, знаки самовыражения).
Нормы социального взаимодействия
Теперь поговорим о принципах, которые действуют в социуме. Одним из видов правил, принятых в отношениях между людьми, являются нормы и ценности социального взаимодействия. Они довольно беспристрастны, неперсонализированы, независимы от личных и общественных суждений. Это образцы приемлемого и непозволительного поведения, позволяющие интегрировать людей в культурное общение, урегулировать их пребывание в обществе.
По сути, социальные нормы предписаны как четкий образ действий: приличные манеры, куда входит оценка и необходимость. Их можно поделить на три отдельных класса:
-
универсальные – общие для всех людей (обычаи и нравы);
-
внутригрупповые – установленные ритуалы;
-
индивидуальные – сугубо личностные правила (обычно связаны с Я-образом).

В общественной психологии западных стран нормы и ценности социального взаимодействия группируются аналогично. Например, в своей классификации Ральф Линтон выделил три группы правил поведения человека в обществе – специфичные, универсальные, альтернативные. В типизации Д. Морриса они разделены на 4 класса – абсолютные, условные, запрещающие, побуждающие.
Социальные нормы каждой группы представляют собой комплекс правил и применяются: 1) для установки линии поведения субъекта в определенных обстоятельствах; 2) для общественного контроля за его поступками.
Одна из главных сложностей социальной психологии – проблема соблюдения коллективных норм конкретными людьми, участниками группы. Однако есть различия в моделях поведения. Например, в Европе и Америке подход основан на деталях в содержании общих правил, что помогают человеку их принять и сделать собственным устоем.
В российской парадигме акцент поставлен на формальности принятия (либо отказа) индивидуумом коллективных норм. Отечественных специалистов больше занимает, как идет процесс, как облекается в слова и отражается на поведении.
Обычай
Свойственный большинству людей и регулярно повторяющийся стиль поведения, привычный в их кругу, является обычаем. Этот порядок постигают с детства, в дальнейшем он становится общественной привычкой. Его главнейшая особенность – распространенность. Обычай устанавливает общество с учетом собственных условий в текущий промежуток времени. Это отличает его от исторически сложившейся традиции, существующей довольно долго и нерушимой, независимо от смены поколений.
Ритуал
Это стереотип массового поведения с корнями из мистического прошлого, который исполняется как церемония. В основе ритуалов лежат знаковые события духовной, социальной и семейной жизни нации. Их принцип в сохранении внешних образов и демонстрации неукоснительности соблюдения вековых норм.
Ритуалы несут в себе массу социальных и психологических задач, которые поясняют и обосновывают их наличие, таких как сплачивание группы; передача опыта (умений, знаний) собственным потомкам; адаптация в обществе; способы отдыха, развлечений и утоления духовных потребностей людей, входящих в общность.
Традиция
Этим термином обозначаются обычаи, которые: 1) исторически сложились в культурной жизни определенной этнической группы; 2) неизменно передаются каждому последующему поколению; 3) формируются как ценности субъектов социального взаимодействия под действием менталитета (духовного развития) народа.
Уходя корнями вглубь истории, традиции практически не изменяются. Эти догмы сложно, например, преодолеть, даже если они устарели или имеют негативные последствия. Можно утверждать, что это самая умеренная форма общественного контроля. И тем не менее традиции со временем меняются и совершенствуются с учетом социально-культурного развития народа и роста экономики страны, которые влияют на стереотипы поведения.
Устои и обычаи все чаще принимают массовые формы в действиях людей, отражаясь на интеграции общества. Современные ученые (социологи, психологи) принимают во внимание возможность интеграции традиций и унаследованных правил поведения в социум. Многие усматривают в них социальную целесообразность. Тем не менее не все обычаи с годами сохраняются и получают статус традиций. Многие отживают свой век благодаря неуклонному развитию общества.
Этикет
Это особенная форма, способ социального контроля в обществе. Общепринятый порядок действий (поступков), моделей вежливого обхождения или комплекс правил поведения, проявляющихся внешне в обращении с окружением.
Являясь важной составляющей общественной культуры, этикет обычно принимает форму символичного ритуала. Он устанавливает нормы поведения и ценности социального взаимодействия от слишком строгого порядка до относительной свободы нравов. Те, кто хочет соблюдать условия своей социальной группы, будут придерживаться данных рамок.
Очевидное и грубое нарушение правил приличия, как и несоблюдение социальных стандартов, чревато санкциями общества.
В некоторых случаях этикет трактуется как внешний, не связанный с нравственностью стиль поведения, который: 1) обретает явный смысл доброжелательного отношения и уважения к членам общества; 2) может вызывать двуличность, ложь и лицемерие в отношении окружающих.
Ценности социального взаимодействия
Данное понятие тесно связано с социологией личности и обретает глубокий психологический смысл после изучения мотивов (побуждений) и поступков человека. Людские ценности – главные цели (идеалы), которые мечтает воплотить любой член общества. Их можно разделить на следующие группы:
-
Универсальные ценности, количество которых слишком велико. К ним относится престиж, уважение, любовь, здоровье, безопасность, деньги, вещи, знания, свобода, национальность и др.
-
Внутригрупповые ценностные ориентиры бывают политическими и религиозными.
-
Индивидуальные смыслы личности.

Ценности социального взаимодействия сливаются в единую систему по иерархическому принципу. Впоследствии она меняется с учетом жизненных событий и возраста субъекта. В сознании людей одновременно уживаются чуть более десятка ценностных ориентиров, которым он следует.
С ценностной ориентацией (далее ЦО) взаимосвязан смысл жизни человека. Не каждый может понимать существование этого смысла, но его присутствие не раз доказано путем экспериментов.
Читайте также
«Что такое коммуникативность, и как ее развить»Поведенческие ценности субъекта как раз и выражаются в виде мировоззренческих ориентиров. Последние же формируют образ жизни и самоопределение в профессии – определяющие факторы создания смысловых ориентаций, происходящего при интеграции человека в социум.
Любые формы самовыражения людей (идеи, цели, интересы, убеждения) сопряжены с их жизненной морально-нравственной ориентацией. В ее структуру входят элементы познания и воли.
Система личностных ЦО формирует внутреннее содержание направленности индивидуума и отражает его внутреннее отношение к происходящему. Ничто иное, как единство ценностных ориентиров части общества, и гарантирует его идейное сплочение.