Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Понятие жизненного пути человека
  2. Основные этапы жизненного пути человека
  3. 5 литературных примеров: что может исказить жизненный путь человека
  4. 3 способа найти свой жизненный путь

Что может исказить жизненный путь и как не потерять ориентиры – над этим задумываются лишь умные рефлексирующие люди. Не зря говорят, что дуракам всегда везет. Ведь такие личности живут по наитию и не стремятся анализировать происходящее.

Если же вы планируете сделать свой жизненный путь ярким, посвящая время саморазвитию, уделяя внимание только взаимовыгодным отношениям, а работать лишь по призванию, то эта статья для вас. Давайте узнаем, что такое жизненный путь человека, как его найти и никогда не потерять «компас истины».

Понятие жизненного пути человека

Примечательно, что жизненные пути человека по умолчанию не могут быть одинаковыми, их сценарии никогда не повторяются. Важно понимать, что это не просто существование, это линия развития личности во временном пространстве.

На определение жизненного пути человека влияют многие факторы. К примеру, социум диктует правило: каждый обязан получить хотя бы среднее образование, потом создать свою семью. Причем каждый из этапов, которые считаются общепринятыми в обществе, необходимо пройти в определенном возрасте. Это стандартные стереотипы, которые оказывают на человека серьезное давление.

Понятие жизненного пути человека

В социуме считается, что неправильно поступать в институт на пятом десятке лет, а вступать в брак в пенсионном возрасте – тем более. Под давлением таких принципов чаще всего мы строим свою жизнь. Общепринятые стандарты указывают нам, как нужно действовать. Но если человек отклоняется от этих нормативов, значит, его жизненный путь индивидуален. На него влияют личные интересы, желания и различные факторы: психологические, социальные, возрастные.

Основные этапы жизненного пути человека

Шарлотта Бюлер рассказала о том, через какие этапы проходит человек в период становления личности. Всего их пять:

  1. От рождения до 16–20 лет. Личность еще зависима от родителей, чаще всего не имеет работы и собственной семьи, поэтому такому этапу не следует уделять особое внимание.

  2. От 16–20 до 30 лет. В этом возрасте личность ставит перед собой цель построить любовные отношения и создать семью. В этот же период начинается трудовая деятельность, человек хочет найти свое призвание. Здесь он пытается найти себя, понять свою ценность в этом мире. Для этого этапа характерно парадоксальное сочетание неуверенности в себе и решительности.

  3. От 30 до 50 лет. Этап зрелости. Здесь личность точно осознает, в чем заключается смысл ее жизни. В этом периоде уже выбрана профессия. На фоне понимания своей ценности происходит формирование самооценки.

  4. От 50 до 70 лет. Вышеперечисленные сферы на этом этапе уже не имеют прежней актуальности. Дети живут своей взрослой жизнью, появление пенсии дает возможность не ходить на работу. Особенностью периода являются периодические ностальгии.

  5. От 70 лет. Человек с чувством выполненного долга сосредоточивается на отдыхе. Он уже не планирует никаких перемен. Если он добился поставленных целей, он осознает, что жизнь удалась. Если же нет, индивид чувствует сильное разочарование.

#THREE_STEPS#

Такая классификация имеет существенные отличия от классификации возрастного развития других теоретиков. Э. Эриксон является еще одним автором, который немного по-иному трактует жизненный путь человек. Он считает, что основных этапов восемь.

Основные этапы жизненного пути человека

Этапы развития личности:

  1. От рождения до полутора лет. На то, как сложатся отношения личности с миром, влияют отношения родителей в этом возрасте. Если они проявляют достаточную заботу о ребенке, то он будет открыт для окружения.

  2. Конфликт самостоятельности и стыда. От полутора до 4 лет. Возможность делать что-то самостоятельно приносит ребенку радость. Так он чувствует себя независимым. Если родители не одобряют действий ребёнка и регулярно ругают его, у него вырабатывается четкое чувство стыда, пропадает уверенность в себе и желание быть самостоятельным.

  3. Инициатива и чувство вины. От 4 до 6 лет. В этом возрасте дети чрезмерно любознательны. Видя примеры других людей, они начинают придумывать, кем станут, когда вырастут. Также в этот период происходит первое проявление инициативы. Если родители мешают этому процессу, то зарождается чувство вины.

  4. Трудолюбие и комплекс неполноценности. От 6 до 11 лет. В этот период ребенок уже понимает необходимость организации трудовой и учебной деятельности. Он искренне желает, чтобы его труды были оценены по достоинству. В случае критики со стороны родителей, а также сравнения с ровесниками в негативном ключе у ребенка вырабатывается комплекс неполноценности.

  5. Идентификация и неопределенность. От 12 до 18 лет. В этот период бывший ребенок приобретает статус подростка, он начинает искать себя, всерьез задумывается, какова его роль в жизни. Такой возраст указывает на необходимость ответить на следующие вопросы: «Кто я?», «Где я нахожусь?», «Куда мне двигаться дальше?».

  6. Социальное взаимодействие и изоляция. От 20 до 45 лет. Здесь человек понимает, кто есть кто среди его окружения, осознает ценность этих людей, определяет, кого хочет видеть рядом в будущем. Если в течение это периода у него не получается выстроить крепкие отношения, то велика вероятность, что старость он проведет в одиночестве.

  7. Альтруизм и эгоизм. От 45 до 60 лет. В этом возрасте человек определяет, какую ценность для него имеют другие поколения. Он делает выбор: либо заботиться о них, либо жить только ради себя.

  8. Удовлетворенность жизнью и отчаяние. От 60 лет. После 60 начинается особенная пора. Человек подводит итоги своей жизни, считает, скольких целей он смог добиться. Анализируя свой жизненный путь, он делает вывод, имело ли смысл его существование, был ли он полезен. Если ответ соответствует его ожиданиям, он испытывает удовольствие, если нет – разочарование. В последнем случае он может впасть в отчаяние и начать бояться смерти.

Всю свою жизнь личность сталкивается с преградами. Ей постоянно приходится делать выбор и искать точки опоры. Этого говорит о том, что проблемы могут исказить жизненный путь.

5 литературных примеров: что может исказить жизненный путь человека

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

Если у личности плохие привычки и ценности, которые в принципе не стоят внимания, ей будет тяжело двигаться вперед. Увы, но эти факторы только путают человека и мешают ему грамотно расставлять приоритеты. Яркий пример подобной ситуации можно увидеть в произведении Бунина «Господин из Сан-Франциско». Самая большая ценность для главного героя – это деньги. Но он не понимает их настоящей цены. С их помощью он только развлекается и наслаждается жизнью. Даже когда господин отправляется в отпуск с семьей, он тратит деньги на то, чтобы в одиночку ходить по злачным местам. Все это приводит к конфликтам с близкими, он теряет связь с любимой дочерью.

Увы, но хэппи-энда так и не случилось. Герой умер в самом расцвете лет. Что же исказило его жизненный путь? Жадность к деньгам и порочные пристрастия.

5 литературных примеров: что может исказить жизненный путь человека

А. П. Чехов «Ионыч»

Как бы грустно это ни звучало, но люди, что нас окружают, тоже могут исказить жизненный путь человека. Часто наше окружение становится серьёзной преградой для обретения счастья. Помните рассказ Чехова «Ионыч»? Что исказило жизненный путь главного героя? Свою лепту внесло общество. Ионыч переехал в глухую деревню, решив распрощаться со своими мечтами стать ученым. Все дело в том, что в этом населенном пункте местные жители не могли оказать ему поддержку. Здесь они всего лишь обыватели, которые плывут по течению и ничего не хотят от жизни.

Со стороны могло показаться, что их существование напрочь лишено какого-либо смысла. Главный герой, оказавшись в такой компании, начал ей подражать. Он тоже утратил интерес к жизни и науке. Работа перестала приносить удовольствие, она давала ему лишь деньги для того, чтобы прокормить себя. Так Ионыч и не заметил, как сам отказался от своей мечты. Как и в предыдущем примере, итог печален: человек превратился в типичного жителя глубинки, толстого, грубого. Самый большой страх его юности все-таки случился с ним. Вот так общество, которое не приемлет тех, кто выделяется из толпы, исказило жизненный путь главного героя.

И. А. Гончаров «Обломов»

Любовь тоже может оказать влияние на формирование жизненного пути человека, направив его течение в другое русло. К сожалению, такое действие не всегда носит положительный характер. Герой романа Гончарова «Обломов» Илья Ильич всем сердцем полюбил Ольгу. Его любовь к ней была искренней и чистой, но он не был готов беспрекословно выполнять все её требования. Девушка хотела, чтобы возлюбленный много работал над собой, но тот был слишком ленив для этого. Первое время он, конечно, подыгрывал ей, но актёром оказался не слишком хорошим.

В конце концов, Обломову надоело играть чужую роль. Как бы он ни пытался, он не смог почувствовать наслаждение от того, что удовлетворяет потребности Ольги. Он вновь стал собой и встретил другую женщину, которая полюбила его со всеми недостатками. Да, любовь может быть тем фактором, который исказит жизненный путь человека. Но случится это только в том случае, если он сам будет этого искренне желать.

5 литературных примеров: что может исказить жизненный путь человека

А. Н. Островский «Гроза»

Ошибки, которые допущены в семейных отношениях, тоже показывают, что может исказить жизненный путь человека. «Гроза» Островского – один из ярких тому примеров. Помните Катерину и Тихона? Их личности – явные противоположности друг другу.

Катерина активная, с прекрасной силой воли. Тихон, соответственно, вялый, постоянно находится в состоянии апатии. Такие герои не могут быть совместимыми по умолчанию. Тихон все время оставлял жену Катерину одну, он искал приключений за пределами дома. Молодая женщина тосковала в гордом одиночестве, пока ее супруг развлекался. Она чувствовала безысходность. Героиня утратила интерес к жизни, и чтобы хоть как-то выбраться из этой рутины, она пустилась во все тяжкие. Катерина изменила мужу и не смогла себя простить, в итоге покончила с собой. Изначально она сделала неправильный выбор партнера. Ее жизненный путь исказило требование родителей выйти замуж именно за этого человека.

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

В этом произведении тоже наглядно демонстрируется, как неправильный выбор партнера может исказить жизненный путь человека. Помните историю генерала Аносова? В юношестве им правили наивность и неопытность. Наверное, по этой причине кокетка из провинции так легко его обманула. Она играла для него роль девушки с моральными устоями и открытой душой. Но совместный быт все же заставил ее снять маску благонравия. Достаточно быстро стало понятно, что к замужеству ее подтолкнула точно не искренняя любовь к генералу. Ключевое значение здесь имело желание завладеть его имуществом.

3 способа найти свой жизненный путь

Профессиональное самоопределение

Чтобы выполнить это задание, необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Какие действия доставляют вам удовольствие?

  • Что вы умеете делать?

  • За что из этого вам положено вознаграждение?

Если у вас не получается ответить, вы можете использовать специальные тесты, разработанные ведущими психологами:

  • тест Климова «Определение типа будущей профессии»;

  • проверка профессиональных навыков Л. Йовайши (поможет узнать подробно о сферах деятельности, в которых вероятен успех);

  • карта интересов в модификации А. Е. Голомштока (определение ваших реальных интересов);

  • оксфордский тест личности (расчет вероятности ваших возможностей).

Задумайтесь, какие из этих специальностей наиболее ценятся сегодня на рынке, какие вакансии являются актуальными для вашего места жительства, за какие из них предлагается самое высокое вознаграждение. Такой анализ позволит вам не просто подобрать дело по душе, он даст возможность найти работу, которая будет достойно оплачиваться.

3 способа найти свой жизненный путь

Личная и социальная жизнь

Если вам кажется, что ваш жизненный путь может исказиться на фоне того, что вы не видите смысла во всем, что происходит, вам необходимо составить еще три списка. Первый – это ваши желания, второй – социальные навыки, третий – принципы, согласно которым вы живете. Затем задумайтесь, есть ли что-то такое, что объединяет эти позиции.

Жизненный путь человека имеет прямую взаимосвязь с его личностными характеристиками. Чтобы идти по этому пути, необходимо четко осознавать, что вы индивидуальность, таких, как вы, больше нет. Примите все свои качества и ищите предназначение. Постарайтесь понять, какая именно социальная роль является для вас максимально привлекательной, что вы хотите получить от этого мира. Жизненный путь – это в первую очередь социализация человека, без которой невозможно пребывать в гармонии с самим собой.

Классическая модель улучшения личной и социальной жизни указывает на необходимость постановки целей:

  • Задумайтесь, насколько вы довольны качеством своей жизни. Если все не так, как хотелось бы, определите, почему. Так вы сможете понять, в чем причина вашего недовольства, и велика вероятность того, что весь список сузится до одного пункта.

  • Определитесь с тем, что в жизни имеет для вас наибольшую ценность. В этом вам поможет тест Шварца. Когда вы сделаете это, станет понятно, где вы будете чувствовать наибольший комфорт.

  • Обозначьте свои желания, используя ассоциативный метод и визуализацию. Представьте себя через несколько лет. Какая она, идеальная жизнь? Кто находится рядом с вами? Чем вы занимаетесь?

  • Возьмите бумагу и напишите все свои старые мечты. Почему они не исполнились? Что сейчас вы могли бы сделать, чтобы претворить их в жизнь?

  • Подумайте, какие цели вам необходимо поставить перед собой, чтобы ваши мечты стали реальностью. Оцените свои умения, которые помогут вам в этом, запишите их рядом с целями.

  • Продолжайте трансформировать списки. Запишите, что из перечисленного вы согласны делать безвозмездно, а за что вы попросили бы вознаграждение. Особого внимания должен быть удостоен первый список, так как в нем перечислено то, что вы искренне любите.

  • Самое последнее и важное действие: распишите подробный план действий по улучшению качества своей жизни. Именно это сделает ваш жизненный путь менее трудным.

Жизненный путь человека – это не прямая дорога без препятствий. Чтобы пройти его наиболее легко, вам необходимо оставаться собой и не пытаться быть чьей-то копией. Помните: вы индивидуальность, и путь вашей жизни такой же.

Какие качества нужно развивать

Не забывайте, что наши поступки имеют прямую взаимосвязь с чертами характера, а они, в свою очередь, влияют на жизненный путь человека. Если вы хотите его улучшить, вам следует развивать некоторые качества.

Для того чтобы найти свой жизненный путь, человеку необходимо заниматься самоактуализацией личности. Этот процесс предполагает нахождение своих талантов и их развитие. Нужно обрести веру в себя, улучшить самооценку и уметь регулировать мысли и поступки.

3 способа найти свой жизненный путь

А. Маслоу видит самоактуализированного человека как обладателя следующих качеств:

  • умение принимать и любить себя;

  • способность принятия окружающего мира и действительности;

  • умение быть собой;

  • понимание своей независимости;

  • способность объективно оценивать все, что происходит;

  • умение ставить цели и определять инструменты для их достижения;

  • тесный и теплый контакт с близкими;

  • самоирония и чувство юмора.