Что это? Таблица развития ребенка позволяет отследить путь развития малыша как на физическом, так и на психоэмоциональном уровне. В течение года из сладко сопящего комочка ваше чадо превратится в маленького, но уже вполне разумного человека, который будет самостоятельно сидеть, передвигаться, играть и болтать на собственном языке. И за этим невероятно интересно наблюдать!
Как работать с таблицей? Дети первого года жизни ставят эксперименты и делают логические умозаключения: «Если я бросаю ложку, она падает и звенит». Все это можно фиксировать и примечать. А затем сравнивать с показателями таблицы, чтобы понимать, правильно ли развивается малыш.
В статье мы расскажем:
- Основные показатели в таблице развития ребенка
- Развитие ребенка с момента рождения
- Таблица развития ребенка по месяцам до года
- Таблица развития ребенка по месяцам после года
Основные показатели в таблице развития ребенка
Первым делом всегда оценивают физические способности малыша, учитывая при этом:
Вес
Это самый главный показатель в развитии ребёнка, особенно в первый год жизни. Когда малыш только появился на свет, считается нормой небольшая потеря в весе, которая наблюдается в течение пары дней, но дальше должны быть только прибавки. Как правило, в 6 месяцев вес крохи должен быть вдвое больше, чем при рождении, а в год в три раза больше.
Рост, значение окружности головы и грудной клетки
В течение первого года жизни малыш вырастает примерно на 25–27 сантиметров. Самый активный период роста наблюдается в первые три месяца: за четыре недели прибавляется 3 см. Во втором полугодии каждый месяц рост увеличивается на 1–2 см.
Статические и двигательные функции
Анализируется умение малыша удерживать голову, брать и держать предметы, переворачиваться, сидеть, ползать, становиться на ножки, ходить и прочие. Более подробно особенности развития ребёнка представлены в таблицах.
Читайте также
«Что делать в декрете с пользой»Наличие зубов
Первыми должны прорезаться нижние резцы примерно к 6 месяцам. Нормой по количеству зубиков считается число, полученное, если вычесть из возраста ребёнка (в месяцах) цифру 4. Как правило, в год у малышей 8 зубов.
Эмоционально-психическое развитие ребёнка тоже отслеживается. В нём имеют значение такие показатели, как:
Эмоции малыша
Как предписывают таблицы психического развития ребёнка, в месяц кроха должен улыбаться, в 3 месяца – реагировать, когда с ним общается взрослый человек. С возрастом у малыша появляется всё больше разнообразных эмоций и положительных, и отрицательных.
Читайте также
«Боязнь темноты у детей»Речевое развитие
Самые первые звуки у ребёнка – это кряхтение и сопение, однако ближе к двум месяцам он начинает «гулить». Взрослея, малыш сначала «разговаривает» на своём языке, а потом произносит первые и понятные нам слова. Зачастую лексический запас малыша в год насчитывает примерно 10 слов.
#THREE_STEPS#Действия с игрушками и игры
В первое время хватание предметов является рефлексом, который постепенно становится целенаправленным действием. Чем старше ребёнок, тем интереснее ему узнавать свойства окружающих его объектов и использовать их во время игр.
Понимание слов и интонации речи взрослых
Это приходит ближе к 6 месяцам. У малыша появляется ответная реакция на слова взрослых людей, когда они идут в паре с жестами, он может откликаться на собственное имя, искать глазами те предметы, которые уже знает, если о них кто-то спрашивает.
Развитие ребенка с момента рождения
Как только малыш появляется на свет, он начинает привыкать к условиям окружающей обстановки, а родители знакомятся с новыми обстоятельствами. Самое главное, что надо новорожденному в этот период, помимо еды, – телесный контакт с мамой.
Сначала младенцы очень много спят. У них есть глубокая фаза сна, при которой они полностью расслабляются, их глаза закрыты, и неглубокая, когда тело может совершать какие-то движения, а дыхание в это время неровное. В процессе приёма пищи малыш может дремать.
На любой внешний раздражитель (холод, жара, голод, боль, наполненный памперс и т. д.) у ребёнка одна реакция – плач.
У детей есть безусловные рефлексы хватания, поиска, плавания, ходьбы и сосания. Педиатры обязательно проверяют их наличие. Со временем некоторые рефлексы исчезают.
В раннем возрасте важную роль играет питание малыша, и лучшим вариантом является грудное молоко матери. Новорождённым еда требуется очень часто (практически каждые 1–2 часа), и ночью тоже.
При лежании на животе малыши пытаются поднять голову. У кого-то получается это сделать на несколько секунд.
Кроха способен удержать взгляд на статичном предмете и реагировать на резкий и громкий звук.
Таблица развития ребенка по месяцам до года
Двигательное развитие, моторика |
Психическое развитие |
Речевое развитие |
|
1 месяц |
Во время лежания на животе пытается приподнять голову |
Задерживает взгляд на короткое время и следит за движущимся предметом. Начинает улыбаться, когда с ним общается взрослый |
Появляются первые звуки: короткое гуление, гукание |
2 месяца |
Если положить на живот, то может на 10–20 секунд удерживать голову в приподнятом положении. Периодически держит голову и во время ношения его «столбиком» |
Надолго задерживает взгляд на предмете, следит за объектами, которые двигаются в горизонтальной плоскости. Улыбается при общении со взрослыми |
При хорошем настроении гулит и гукает |
3 месяца |
Согласно данным таблицы, физическое развитие ребёнка в этом возрасте подразумевает хорошее удержание головы в вертикальном положении. Также малыш может опираться на предплечья, согнутые под углом в 90°, во время лежания на животе |
При обращении к нему взрослых показывает свою радость с помощью улыбок, звуков, активных движений рук и ног. Поворачивает голову и направляет взгляд в сторону звука. Когда видит интересный предмет, начинает нецеленаправленно двигать руками |
Появляется певучее гуление |
4 месяца |
Опирается на предплечья, согнутые под углом в 90°, во время лежания на животе. Если в положении лёжа на спине малыша легонько потянуть за ручки, он старается приподнять и наклонить голову (подбородком упирается в грудь), подтянуться к рукам взрослого. Может переворачиваться на бочок со спины. Тянется к подвешенным игрушкам и старается схватить, внимательно их изучает |
Во время общения с чужим человеком, который пытается поиграть с ребёнком, первым делом испытывает настороженность. Отличает маму от других взрослых |
Длительное гуление. Громкий смех во время игр со взрослыми |
5 месяцев |
Лёжа на животе, может опереться на ладони вытянутых рук, на одну руку. Если держать под мышки, то способен устойчиво и ровно стоять. Целенаправленно двигает руками и берёт игрушку, которую ему показывает взрослый. Появились перевороты со спины на живот |
При прерывании общения с ним показывает своё недовольство плачем. Отличает строгую и ласковую интонацию и реагирует на них по-разному |
Долгое певучее гуление |
6 месяцев |
Может сесть из положения лёжа на спине, если потянуть за ручки. Способен находиться в позе сидя при поддержке взрослых за бёдра или руки. Осваивает навык ползания. Без проблем берёт игрушку из руки взрослого с любой стороны |
Успокаивается, когда берут на руки |
Начинает лепетать и произносить отдельные (без повторения) слоги – «ма», «ба» |
7 месяцев |
Если ребёнка посадить, сможет находиться в этом положении, опираясь на руки. Ползает на животе. Учится переворачиваться с живота на спину. Берёт в каждую руку по одной игрушке, держит их одновременно или стучит одной о другую |
Отличает близких родственников от незнакомых людей, реакция на них разная. Во время посещения врача, как правило, реагирует отрицательно на попытки специалиста вступить в контакт |
Лепетание на протяжении долгого времени |
8 месяцев |
Может самостоятельно сидеть без опоры. Встаёт на четвереньки. Удерживает в руке кусок хлеба или печенья, обсасывает и грызёт его |
Если взрослый спросит, где находится знакомый малышу предмет, он начнёт его искать там, где тот чаще всего лежит |
Как показывает таблица развития речи ребёнка, в этом возрасте малыш громко и самостоятельно произносит различные слова: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» |
9 месяцев |
Самостоятельно сидит на протяжении долгого времени. С помощью опоры может встать на ноги, стоять, переступить через что-то и опуститься. Если держать за обе руки, малыш будет идти. По-разному играет с игрушками, которые отличаются свойствами |
Если попросить малыша, то может продемонстрировать выученные движения, к примеру, «ладушки», «пока», «дай пять», «покажи зубки» и прочие. На вопрос «где?» ищет и указывает взглядом или жестом знакомый предмет, независимо от его местонахождения, находит и достает его из массы игрушек. Знает своё имя и реагирует на него |
Во время лепета подражает сам себе, повторяя случайно возникающие звукосочетания |
10 месяцев |
Стоит самостоятельно без опоры. Ходит с опорой. Может присесть. При игре открывает и закрывает (коробку, матрёшку), помещает один объект в другой |
Если попросить, приносит взрослому знакомые предметы. Знает и указывает на части тела другого человека. Подаёт голосовые сигналы о предстоящем мочеиспускании или дефекации |
Начинает повторять за взрослыми новые слоги |
11 месяцев |
Уверенно стоит, делает первые шаги без опоры |
Играет с пирамидкой, надевает на основание колечки. Понимает запреты (прекращает свои действия, если слышит «нельзя»). Показывает части своего тела |
Первые лепетные слова: «ма-ма», «ба-ба»; облегчённые слова-обозначения: «кис-кис», «ав-ав», «бай» и прочее. Лепетные слова ребёнок при этом говорит с определённой целью, проводя связь с конкретным объектом (мама, игрушка, кошка и др.) или действием: «ам-ам» – еда |
1 год |
Самостоятельно стоит без опоры, ходит. Приседает и встает. Сам держит чашку и пьёт из неё. Складывает игрушки и объекты в ёмкость (ящик). Пропадает привычка тянуть всё в рот |
Способен выполнять просьбы: «дай то-то, иди ко мне», которые ему понятны и знакомы. Исполняет несложные требования родителей |
Первые слова: «мама», папа», «дай». Появление слов-меток: «бах» – падение и т. д. Повторяет интонации, чётко распознает интонацию просьбы. Показывает желания с помощью звуков, жестов. |
Читайте также
«Воспитание личности ребенка в семье и социуме»Таблица развития ребенка по месяцам после года
Двигательное развитие, моторика |
Психическое развитие |
Речевое развитие |
|
1 год – 1 год 3 месяца |
Может пятиться, приседать, наклоняться. Учится самостоятельно есть блюда густой консистенции с помощью ложки |
Может выполнять простые поручения с предметами: «дай, положи, открой и закрой ящик» и другие. При выборе предметов отдаёт предпочтение игрушке. Во время игры повторяет действия взрослых: кормит игрушки. Собирает пирамидку, не учитывая размер колец. Делает башню из двух кубиков |
Быстрое пополнение пассивного словаря (запаса понимаемых слов). В активном лексиконе происходит произвольное использование знакомых слов; появляется собственный «жаргон» (облегчённые слова) |
1 год 4 месяца – 1 год 6 месяцев |
Самостоятельно ходит по ступеням. Старается без помощи взрослых есть жидкую пищу ложкой |
Строит башню из трёх кубиков. Во время просмотра картинок в книге может указать на знакомые предметы, животных и прочее |
Если попросить, то называет те предметы и объекты, которые ему известны. Когда внимание ребёнка что-то привлекло или он испытывает радость, удивление, то начинает применять известные ему слова для обозначения предмета |
1 год 7 месяцев – 1 год 9 месяцев |
Может самостоятельно снять некоторые элементы одежды – носки, шапку |
Учитывая данные из таблицы развития ребёнка, в этот период он осознаёт простой рассказ по картинке, пытается отвечать на лёгкие вопросы взрослого при изучении сюжетного изображения. Во время игры строит из кубиков ворота, скамейку и т. д. Начинает проситься на горшок |
Произносит предложения из двух слов. Каждый день лексический запас расширяется |
1 год 10 месяцев – 2 года |
Начинает бегать. Подпрыгивает на месте. Пинает ногой мяч. Может надеть сам ботинки, носки, шапку |
При игре применяет цепочку логически связанных действий: куклу сажает на горшок, затем вытирает. По просьбе взрослого и с помощью демонстрируемого примера находит предмет того же цвета. Во время игры может взаимодействовать с другими детьми |
При общении со взрослыми говорит предложениями из 2–3 слов |
2 года – 2 года 6 месяцев |
Самостоятельно одевается, но нуждается в помощи при манипуляциях с молнией и шнуровкой |
В играх выражена взаимосвязь и последовательность: кормит куклу, умывает, укладывает спать. Выполняет двухэтапную инструкцию: «пойди в кухню, принеси чашку». Меньше пачкается |
Говорит многословными предложениями (3–5 слов). Активный словарный запас состоит из 50 и более слов. Задаёт вопросы: «что это?», «где?», «когда?», «почему?». Знает и может сказать свои имя, фамилию. Частично отвечает на вопросы |
2 года 7 месяцев – 3 года |
Может полностью сам одеться и застегнуть пуговицы. Обувается, при помощи взрослого завязывает шнурки Может несколько секунд стоять на одной ноге |
Активное воображение во время игры (стул – машина, кубик – мыло). Возможность игровых действий без предметов. Появление ролевой игры: к примеру, с куклой распределяет роли: «я – мама», «я – доктор». Коллективная ролевая игра с указанием ролей взрослыми: «ты будешь кошечкой». Складывает пирамидки, учитывая размер колец, однако периодически не берёт во внимание отличия между верхом и низом. Знает, может назвать и показать 4 основных цвета. Учится рисовать карандашом, лепит несложные фигурки из пластилина. Понимает прочитанные небольшие сказки (можно определить по мимике, ответам на вопросы) |
Знает и может назвать имена родителей. Задаёт очень много вопросов. Говорит о себе «я». Начинает использовать сложные предложения. Говорит с целью объяснения, размышления. |
Все таблицы с оценками развития ребёнка условны, потому что каждый малыш индивидуален, растет и взрослеет в собственном темпе. Не надо сравнивать своего кроху с другими. Вместо этого наслаждайтесь каждым днём, проведённым с ним, и радуйтесь его новым навыкам и победам.