Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Термин «коммуникация»
  2. Предмет, объект теории коммуникации
  3. Методы теории коммуникации
  4. Функции теории коммуникации
  5. Модели коммуникации
  6. Основные теории коммуникации

Каждая теория по сути должна объяснять существующее положение вещей и предлагать свое видение реальности. Но когда речь заходит о такой науке, как коммуникалогия, в которой достаточно много теорий, они вызывают больше вопросов, чем ответов. Подобный феномен вполне объясним, ведь речь идет об изучении взаимодействия людей, а это не точная наука.

Отсутствие четкой классификации, большое разнообразие целей и задач, отличающиеся объекты исследований и методы работы делают теории коммуникации сложными для понимания. Поэтому их изучение – очень трудоемкий процесс. Тем не менее предлагаем рассмотреть самые распространенные из теорий, чтобы понять принципы, на которых они основываются. Ведь все мы живем в обществе, а значит, должны учиться взаимодействовать друг с другом.

Термин «коммуникация»

Все сферы жизни общества, социальных групп, отдельных личностей непосредственно связаны с пространством коммуникации, включающим в себя образы, имиджи, сообщения, символы, мифы, стереотипы. Современные специалисты используют термин «человек информационный» для обозначения индивида, который считает ключевой ценностью умение получать, обрабатывать и передавать любую информацию.

Понятие коммуникации содержит в себе пути сообщений, формы связи, акты общения, передачу сведений, в том числе посредством гаджетов.

Термин «коммуникация»

В повседневной жизни под словом «коммуникации» чаще всего понимают пути сообщения, дороги. Тогда как с позиции психологии за данным термином стоит процесс обмена продуктами психической деятельности, то есть мыслями, эмоциями, знаниями. Речь идет об общении, налаживании контактов между индивидами, что важно учитывать, обсуждая психологические теории коммуникации.

Для социологов интересующее нас понятие включает социальный процесс, которому в обществе отведена связующая роль. А общение считается социально обусловленным видом деятельности.

#THREE_STEPS#

Лингвисты приравнивают коммуникацию к общению и определяют ее как речевую деятельность, выделяя коммуникативную функцию языка.

В «Философском словаре» этому термину дается определение, вызывающее у современного человека только усмешку. Здесь коммуникацией называется категория, относящаяся к идеалистической философии и обозначающая общение, благодаря которому «я» обнаруживает себя в другом. Также словарь указывает, что учение о коммуникации противоположно коллективу в понимании марксизма.

Итак, в современном мире данный термин имеет такие определения:

  • пути сообщения, например, водные, воздушные, транспортные коммуникации;

  • способы связи и обмена информацией, такие как телефон, радио, e-mail;

  • акт общения двух и более человек, в основе которого лежит взаимопонимание, достигаемое за счет реплик, взглядов, жестов, обращений;

  • передача сведений от одного лицу другому;

  • предоставление информации большой аудитории посредством технических устройств — здесь идет речь о средствах массовой коммуникации, таких как печать, радио, кино, телевидение.

Предмет, объект теории коммуникации

Основным понятием теории коммуникации является непосредственно феномен самой коммуникации.

Коммуникацией называют механизм, лежащий в основе существования, развития отношений между людьми. Это совокупность символов, формирующихся в сознании человека, а также способы их передачи.

К коммуникации относятся все аспекты взаимодействия, в том числе вербальные и экстравербальные, прагматические аспекты, инструменты, применяемые для передачи сообщений.

Получается, что теория коммуникации исследует особенности социальных, природных, технических коммуникационных взаимосвязей. Тогда как объектом ее изучения является обмен информацией между разными коммуникационными системами.

Методы теории коммуникации

Методы, используемые для изучения коммуникационных феноменов, достаточно специфичны, что объясняется особенностями объекта и предмета теории коммуникации. А именно применяются преимущественно методы моделирования, сравнения, системного подхода.

Моделирование предполагает изучения объекта при помощи создания его симулякра, то есть копии, дублирующей наиболее важные в данном случае характеристики оригинала. При этом каждый коммуникативный феномен воспринимается как совокупность элементов, в процессе своего взаимодействия задающих целостные характеристики феномена.

В рамках метода сравнения осуществляют мыслительную операцию, отталкиваясь от информации о сходстве, различии между изучаемыми признаками феномена. Таким образом удается выявить качественные либо количественные характеристики, свойственные конкретному явлению.

Это не все методы, которые задействует теория коммуникации – при необходимости они применяются в сочетании с прочими инструментами.

Функции теории коммуникации

Предметом интересующей нас науки являются коммуникативные процессы, системы, методы, их функционирование и изменение с течением времени. Согласно позиции теоретика коммуникации Роберта Т. Крейга, существует семь ключевых функций теории коммуникации:

  • обработка, передача сведений;

  • формирование межличностных отношений;

  • взаимодействие знаковых систем;

  • практическое искусство речи;

  • возможность оспаривать предложения;

  • воспроизведение принятого в социуме порядка;

  • воздействие на общество.

Есть множество видов теории коммуникации – речь о них пойдет далее.

Модели коммуникации

Теория коммуникации вмещает в себя большое количество теорий, посвященных изучению коммуникативного пространства и процессов в его пределах. Каждая из них по-своему раскрывает понятие коммуникации:

  • Психоаналитическая модель, в основе которой лежат учения З. Фрейда и К. Юнга, представляет ее как вытеснение человеком собственных бессознательных влечений.

  • По экзистенциалистской модели М. Бубера и К. Ясперса, коммуникация – это «заброшенность в мир». Подобная трактовка связана с развитием в двадцатом веке индивидуализма. В условиях этой системы жизнь человека базируется на принципах изоляции и самоизоляции, из-за чего проявляется некоммуникабельность. Последняя предполагает отказ от социальных связей и полное взаимное отчуждение, что приводит к кризису коммуникации. Иными словами, люди страдают от чувства одиночества и воспринимают свое существование как бессмысленное, кратковременное и никому не нужное.

  • Согласно бихевиоризму, или науке о поведении, в основе коммуникации лежит не язык в виде стройной системы, а речевые сигналы. С их помощью удается воспитать личность в соответствии с любыми воззрениями. Аналогичная трактовка используется в семантической модели Ю. Лотмана и У. Эко.

  • Игровая модель, созданная Э. Берном и Й. Хейзингом, предполагает, что коммуникация является игрой. Персонализм оценивает данное явление как внутреннюю метафизическую способность человека открывать в себе чувства другого, при этом выстраиваются отношения в формате «я–другой».

  • Понимающая модель М. Вебера, Г.-Г. Гадамере, Г. Шпета главным результатом коммуникации считает взаимное понимание двух людей.

  • Футурологический подход ярче всего отражен в теории информационного общества, авторами которой являются Д. Белл, А. Тоффлер, Г. Маклюэн. Здесь средства коммуникации – единственный стимул для развития общества, а информация играет роль основы культуры и культурных ценностей.

Основные теории коммуникации

1. Теория коммуникации Шеннон-Уивера.

Эта теория считается «матерью всех моделей». Ученые, занимающиеся социальными науками, подразумевают под коммуникацией источник, передатчик, сигнал информации, а также канал и его пропускную способность, приемник, само сообщение и его адресата. Сюда же относится вероятность ошибки, скорости передачи сведений и присутствующий шум, или энтропия.

Модель была представлена в работе, озаглавленной «Математическая теория связи», и в итоге стала классической. Именно на ее основе обычно объясняют коммуникацию в менеджменте. Авторы выделили пять функциональных и один дисфункциональный фактор коммуникативного процесса – под последним понимают шум.

Хотя труд ученых увидел свет в середине прошлого века, он все еще актуален. Данная теория коммуникации выделяется на фоне более ранних тем, что в ней четко прослеживается отличие сообщения, исходящего от источника информации, от сообщения, получаемого адресатом. Однако речь идет о линейной, одноканальной модели, функционирующей в одном направлении.

Основные теории коммуникации

Хотя сегодня теория Шеннона-Уивера кажется ограниченной, в свое время она сильно повлияла на развитие многих наук, имеющих отношение к обмену информацией.

В модель входят компоненты, расположенные в виде линейной последовательности:

  • источник сведений;

  • передатчик;

  • канал передачи;

  • приемник;

  • конечная цель;

  • источник шума.

Позже модель пересматривали, стремясь подстроить ее под нужды других областей исследования, имеющих отношения к прочим видам коммуникации.

2. «Межкультурная коммуникация».

Вместе с появлением Всемирной паутины обострилась проблема взаимного недопонимания представителей разных культур. В результате чаще стали возникать конфликты.

Межкультурная теория коммуникации предполагает трактовку коммуникации в виде связи, общения представителей разных культур – здесь могут присутствовать личные и опосредованные контакты.

Основные теории коммуникации

Т. Н. Персикова выделяет такие основные правила, действующие в межкультурной коммуникации:

  • понимание во время общения невозможно без навыков активного слушания у участников;

  • наибольшие трудности, с точки зрения восприятия членами другой культуры, представляет собой невербальная информация;

  • необходимо предвидеть и предотвращать ошибки во время контактов с представителями разных культур.

Теория коммуникации дает свои определения языку и культуре:

  • Язык является совокупностью всех слов народа и их верных сочетаний, позволяющих передавать мысли. Это система общения, включающая в себя мелкие фрагменты и правила.

  • Культурой называют набор «кодов», сформированных в процессе существования общества и касающихся человеческой жизни, отношений, традиций, обычаев, верований.

  • Язык и культура чужой страны должны изучаться в первую очередь, поскольку знания в этих сферах позволяют избежать неловких ситуаций, конфликтов.

3. «Массовая коммуникация».

Массовая коммуникация представляет собой процесс производства и воспроизводства массового сознания средствами массовой коммуникации (СМК). Изначально к последним относилась периодическая печать, радио, телевидение, сегодня этот список расширился за счет Интернета и прочих средств общения при помощи электронных устройств.

Современное общество, политика, экономика, культура невозможны без массовой коммуникации. Распространение интернета и такие его возможности, как обратная связь, привели к тому, что СМК стали с немыслимой ранее силой воздействовать на социально-психологическую составляющую жизни, а также производство, культуру и идеологию.

Сейчас СМК превратились в огромную силу, которая нередко направляется в опасное русло, что является проблемой с точки зрения теории коммуникации и общества. Поэтому современному человеку важно развивать в себе критическое мышление, формировать собственное мнение, постоянно искать разные информационные ресурсы.

К сфере массовых коммуникаций относится целый ряд теорий – остановимся на наиболее распространенных.

4. «Формирование общественного мнения».

В 1922 году вышла в свет книга американского журналиста У. Липпмана под названием «Общественное мнение», где впервые было введено понятие «стереотип». С его помощью автор описывал принцип, по которому в обществе выделяют различные группы – обычно своеобразный штамп ставится на основе определенных характеристик.

В рамках данной теории коммуникации рассматривались четыре особенности стереотипов. Позже этот список был расширен, однако в основе новых градаций также лежал подход У. Липпмана:

  • Стереотипы проще реальности, поэтому даже самые сложные качества они сокращают до пары предложений.

  • Человек перенимает стереотипы от окружающих, заимствует из СМИ, а не самостоятельно формулирует, отталкиваясь от своего опыта. Например, считается, что идеальная женщина – голубоглазая, светловолосая, стройная обладательница объемной груди и длинных ног. На самом же деле, под все эти характеристики подходит только кукла Барби.

  • Стереотипы по своей природе в какой-то степени ложны. Они наделяют человека качествами, которые должны быть присущи представителям определенной группы.

  • От стереотипов сложно избавиться. Даже когда оказывается, что один из них далек от реальности, люди не вычеркивают его из своей жизни, уверяя, что исключения подтверждают правила.

5. «Научная пропаганда Гарольда Лассуэлла».

Г. Лассуэлл говорил о том, что сознание человека уязвимо, и называл пропаганду «менеджментом коллективных мнений при помощи манипуляции значимыми символами».

По его мнению, человек добровольно обращается к пропаганде, поскольку воспринимает ее как способ успокоиться в трудные времена. Неважно, какого рода проблемы его настигли. Также Г. Лассуэлл уверял, что СМИ должны находиться под управлением научной технократии, способной отбирать подходящую информацию, однако его мечты до сих пор остаются утопией.

6. «Волшебная пуля».

Это еще одна теория коммуникации Гарольда Лассуэлла. Он писал, что «волшебная пуля» летит из мозга одного человека в мозг другого, влияя на его чувства, мысли, уровень мотивации, знания.

7. «Социальная ответственность СМИ».

Данная теория коммуникации появилась в 1940 годах. Согласно ей, пресса обязана отвечать перед людьми за свои действия и следовать таким принципам:

  • выполнять определенные обязательства перед обществом;

  • установить высокие профессиональные стандарты в сфере информативности, правдивости, точности, объективности, баланса;

  • обеспечивать саморегулирование в соответствии с нормами закона и действующих институтов;

  • избегать всего, что может стать причиной преступления, насилия, волнений в обществе либо оскорбить меньшинства;

  • придерживаться плюрализма, отражая разнообразие социума, демонстрируя различные позиции и право отвечать;

  • реализовывать высокие стандарты работы, тогда как любое вмешательство в деятельность СМИ может быть связано лишь с проявлением заботы о благе людей;

  • журналисты должны нести ответственность перед обществом в той же мере, что и перед своим руководством и рынком.

Основные теории коммуникации

Итак, теория коммуникации является направлением научной мысли. А ее внимание сосредоточено на всех аспектах коммуникативного взаимодействия, механизмах, закономерностях, способах влияния на человека средствами коммуникации.