Мы в соц. сетях:

В статье мы расскажем:

  1. Что такое коммуникация
  2. 5 компонентов коммуникации
  3. Типы коммуникации
  4. 5 видов коммуникации
  5. Основные формы коммуникации
  6. Вербальная коммуникация
  7. Средства невербальной коммуникации
  8. Коммуникативные барьеры
  9. pdf
    Откройте тайный код мужских желаний: 46 волшебных фраз, зажигающих нескончаемую страсть
    Скачать бесплатно

Живя в обществе, человек не может не общаться. Коммуникация составляет основу нашего взаимодействия с окружающим миром. Через общение человек познает себя и других людей, учится и развивается.

Основные формы коммуникаций, при условии их применения, помогают передавать информацию, обмениваться сведениями, получать новые знания. Понимая, на каких принципах строится общение, можно развить в себе необходимые навыки и стать более коммуникабельным.

Что такое коммуникация

На сегодняшний день это слово означает уже не только передачу сообщений или каких-либо сигналов, а обмен информацией, взаимодействие между искусственными или живыми объектами для предоставления каких-либо сведений.

Но есть и другой вариант применения термина communication. Это слово может означать сообщество или какое-либо объединение. В таком виде данное понятие применяется в различных философских и социологических трудах. Тем самым коммуникация представляет собой уже не само взаимодействие между людьми, а скорее его условие или цель.

При этом сфера философии начинала акцентировать свое внимание на данной теме лишь в начале прошлого столетия. Само же возникновение такого интереса исследователей можно связать с нарастанием проблем в социальных аспектах жизнедеятельности человека. Именно для преодоления таких трудностей специалисты начали выделять конкретные формы и методы коммуникации.

Что такое коммуникация

В итоге можно определить коммуникацию как совокупность процессов, связанных с взаимодействием между индивидами или целыми группами индивидов, для передачи и получения информации.

Как и любое другое понятие, рассматриваемый термин имеет и множество других определений, но обычно используются лишь две его основные трактовки. В первом случае коммуникация рассматривается как базовый инструмент создания социальных связей и развития культуры человечества. Согласно второй интерпретации данный термин подразумевает определенные закономерности взаимодействия между людьми.

5 компонентов коммуникации

Особенности информационного обмена, как правило, зависят от социально-культурной специфики общества. Но все же можно выделить 5 элементов, которые необходимы для построения правильной формы эффективной коммуникации:

  • адресант (источник) – лицо, желающее передать информацию получателю;

  • проводник – средство, с помощью которого информация преобразовывается в сигналы;

  • канал связи – путь передачи сигналов;

  • приемник – средство, которое осуществляет расшифровку сигналов;

  • адресат (получатель) – лицо, которому предназначалась информация.

#THREE_STEPS#

Такой вариант системы акта коммуникации рассматривает адресанта как инициатора, который кодирует информацию при помощи различных знаковых средств того или иного средства связи и впоследствии передает ее получателю. Получатель, в свою очередь, декодирует сообщение и получает необходимые сведения.

Процесс коммуникации имеет сложную структуру, которая состоит из целого ряда последовательных действий.

Типы коммуникации

Перечислим основные типы коммуникаций:

  1. Внутриличностная коммуникация.

  2. Межличностная коммуникация.

  3. Коммуникация в малой группе.

  4. Общественная коммуникация.

  5. Внутренняя оперативная коммуникация.

  6. Внешняя оперативная коммуникация.

  7. Личностная коммуникация.

5 компонентов коммуникации

Все вышеперечисленные формы коммуникации применяются в тех или иных областях деятельности. От выбранного типа зависит не только точность сообщений, но и эффективность в целом. Кроме того, они влияют на удовлетворенность участников общения.

5 видов коммуникации

В целостной системе коммуникаций выделяют 5 базовых видов в зависимости от цели:

  1. Познавательная коммуникация. Целью такого взаимодействия является передача полезной для адресата информации, которой он до этого не обладал. Успешный результат применения познавательной формы коммуникации проявляется в применении полезных сведений и интегрировании новой информации.

  2. Убеждающая коммуникация. Задача заключается в воздействии на собеседника, в ходе которого у него должны появиться определенные чувства и мнения. Это может быть убеждение в целесообразности каких-либо действий и стратегий, правильности тех или иных идей и ценностей. Убеждающую форму социальной коммуникации можно назвать эффективной в том случае, если адресат принял вашу позицию, поменял свои взгляды и приоритеты.

  3. Экспрессивная коммуникация. Адресанту необходимо побудить собеседника к определенным действиям, но уже на основе передачи эмоций, настроя, мотивации. Конечный результат – изменение психологического настроя собеседника, возникновение у него необходимых чувств, например, сострадания, для последующей совместной деятельности.

  4. Суггестивная коммуникация. Целью все еще является смена установок и ценностей, но в этом случае воздействие на собеседника приобретает характер внушения. Успешная суггестия проявляется в виде смены поведения и позиций адресата.

  5. Ритуальная коммуникация. Служит для поддержки и закрепления командных установок и обычаев организации. В случае правильно проведенной ритуальной коммуникации вводятся новые традиции, а у участников возникает чувство привязанности к компании, гордости за ее успехи.

Основные формы коммуникации

В системе коммуникаций выделяют также и две группы средств: вербальную и невербальную. Каждая из этих групп содержит собственные средства передачи информации.

Вербальное общение подразумевает передачу сведений при помощи слов. Адресант, используя свою речь в устной или письменной форме, транслирует слушателю необходимые данные.

Невербальная группа – это язык жестов, в рамках которого информация передается без использования слов. В такую разновидность общения входят мимика и интонации, а инструментом становится само тело человека. С помощью внеязыковых средств человек тоже может передавать собеседнику свое внутреннее состояние и взгляды.

Вербальная коммуникация

Такой тип общения является наиболее распространенным, ведь люди ежедневно применяют речь для обмена данными. Два самых главных компонента вербального взаимодействия – это язык и слух.

При этом главная функция самого языка – коммуникативная. Считается, что этот способ общения присущ только человеку и появился еще миллионы лет назад. Важнейший элемент языка – слово, которое представляет собой знаковый символ. Одно и то же слово может иметь несколько интерпретаций и лексических значений. Речь человека может быть нескольких разных видов: устная/письменная, а также внешняя и внутренняя (которая при этом не является формой и средством коммуникации в связи с ее недоступностью для окружающих).

Письменная и устная речь дает человеку возможность кодировать те или иные сведения и затем доносить их до получателя. С помощью нее люди могут оказывать влияние на окружающих и доказывать какие-либо позиции. При этом окружающие могут по-своему интерпретировать услышанные или прочитанные слова.

Вербальная коммуникация

Помимо классификации вербального общения по способу передачи информации, ее также делят и по количеству участников: монолог/диалог.

Говоря о формах речевых коммуникаций можно выделить различные типы диалогов:

  • Фактический. При таком общении обмен сведениями осуществляется лишь с целью поддержания диалога. В некоторых случаях может рассматриваться как ритуал, к примеру, в ситуации, когда вопрос изначально не подразумевает обязательной ответной реакции.

  • Информационный. В данном случае ключевыми являются именно вовлеченность в тему обсуждения и активность собеседников.

  • Дискуссионный. Инициируется после появления разногласий по поводу одной и той же темы с целью изменения точки зрения собеседника.

  • Исповедальный. Возникает при взаимном доверии участников диалога и включает в себя передачу искренних эмоций и чувств индивида.

В таком случае все перечисленные действия также можно рассматривать как закодированную информацию. Получатель невербальных сообщений должен уметь их распознавать и понимать, иначе информация не будет расшифрована.

Помимо вышеперечисленных типов, можно выделить еще несколько вербальных форм коммуникаций, но уже на основании более частных различий.

  1. Разговор. Такое общение происходит на основе взаимного обмена мыслями, отношениями и опытом. Взаимодействие в таком случае подразумевает участие двух и более лиц и наличие непринужденной, расслабленной обстановки. К разговорному способу прибегают тогда, когда стоит задача рассмотреть определенную тему или узнать ответ на какой-либо вопрос.

  2. Собеседование. Общение гораздо более формальное, а обстановку уже нельзя назвать непринужденной. Чаще всего основной сферой обсуждения при проведении собеседования является профессиональная тематика, поэтому здесь могут применяться все основные формы деловых коммуникаций.

  3. Спор. Это общее понятие означает столкновение мнений, в результате которого участники диалога отстаивают свои позиции.

  4. Дискуссия. Такую форму общения можно назвать частным видом спора. Целью дискуссии является нахождение истины и компромисса при условии соблюдения корректности. Обсуждение происходит по поводу конкретного вопроса.Вербальная коммуникация

  5. Диспут. Еще одна разновидность спора, которая по своей сути является дебатами в рамках академической среды. При этом участники, так же как и в дискуссии, используют лишь корректные аргументы.

Средства невербальной коммуникации

Такого рода взаимодействие можно назвать телесным выражением внутреннего состояния адресанта. Причем невербальные методы общения могут как дополнять и сопровождать речевые средства, так и противоречить им или даже полностью заменять. Исследования доказывают, что при передаче информации наибольшая нагрузка падает именно на внеречевые методы (более 50 %). Тем самым становится ясно, что такая форма взаимодействия между людьми играет важную роль в информационном обмене.

Средства невербальной коммуникации

При невербальном общении важны все его компоненты, включая осанку, жестикуляцию, позу, общие движения тела, улыбку и многое другое. Кроме того, имеет значение не только форма, но и уровень коммуникации, который подразумевает расстояние, на котором находится адресант.

Выделяют 4 основные зоны внеречевых коммуникаций:

  1. Публичная. В этом случае расстояние между информатором и реципиентом составляет не менее 6-7 метров. Такая дистанция чаще всего используется в аудиториях с большой группой людей.

  2. Социальная. Дальность расположения людей друг от друга насчитывает порядка 2-6 метров. Примером может являться деловая встреча с малознакомыми людьми.

  3. Личная. Здесь дистанция обычно варьируется в пределах 0.5-2 метров. Личная зона предполагает визуальный контакт и комфортна для общения с друзьями/хорошо знакомыми коллегами.

  4. Интимная. Расстояние интимной зоны может сокращаться вплоть до 0 см и обычно не превышает полуметра. Причем несогласованное вхождение на такую дистанцию может вызвать у человека инстинктивные панические реакции (повышение уровня артериального давления, учащение пульса). Повседневный вариант нарушения интимной зоны – поездка в переполненном общественном транспорте.

Таким образом, при соблюдении зон, например, в профессиональном общении, и правильном применении формы коммуникаций деловая беседа станет наиболее результативна.

Отдельного внимания заслуживают жесты. Ими называют некоторые движения человека, которые могут иметь определенное значение и передавать внутренний настрой информатора. Люди используют огромное разнообразие жестов, которые можно объединить в несколько основных групп:

  • иллюстраторы (подкрепляют или иллюстрируют информацию);

  • регуляторы (применяются, чтобы регулировать эмоции аудитории);

  • эмблемы (используются с целью не нарушать тишину или заменить неприемлемые слова);

  • аффекторы (выражают различные эмоции);

  • оценки;

  • уверенности;

  • неуверенности;

  • самоконтроля;

  • ожидания;

  • отрицания;

  • расположения;

  • доминирования;

  • неискренности;

  • ухаживания.

Наблюдая за поведением человека во время ведения беседы, можно понять его психоэмоциальное состояние, уровень заинтересованности в коммуникации и степень искренности его слов.

Средства невербальной коммуникации

Но не стоит забывать, что мимика тоже является невербальной формой коммуникации. Когда при разговоре у адресанта не сокращается ни один лицевой мускул, это влечет за собой утрату информации вплоть до 15 %. Кроме того, исследования говорят о большей выразительности именно левой части лица, она чаще отражает эмоции.

Коммуникативные барьеры

Во время речевой коммуникации человек может испытывать некоторые трудности. Дело в том, что такое взаимодействие подразумевает участие двух или более лиц, у каждого из которых может быть своя точка зрения. Зачастую это вызывает напряженную атмосферу. Коммуникационные барьеры также возникают и при использовании внеречевых средств общения.

Различают следующие виды барьеров:

1. Логический.

Происходит в результате общения лиц с различными типами мышления и мешает, как минимум одному из собеседников правильно воспринимать информацию. Также зависит от уровня интеллекта человека.

2. Стилистический.

Может возникнуть из-за плохой сочетаемости содержательной части информации и формулировок человека. Еще одна причина происхождения стилистического барьера – нарушение последовательности изложения информации (от конца к началу). Взаимодействие в идеале должно придерживаться определенной структуры: возникновение внимания со стороны собеседника, заинтересованность, переход к основным тезисам и только после этого появление вывода.

3. Семантический.

Возникает при коммуникации представителей разных культур и традиций. Информатор вкладывает в сообщение один смысл, но из-за специфики используемых слов адресат придаёт им другое значение.

4. Фонетический.

Может появиться из-за наличия у информатора сильных дефектов речи, тихого голоса или изменения логического ударения. Таким образом, фонетический барьер возникает при неудачной попытке создания устной формы коммуникации.