Мы в соц. сетях:

Что это такое? Индивидуально-психологические особенности личности есть у каждого из нас. За этим сложным термином скрываются характеристики, которые отвечают за поведение человека и его реакцию на различные ситуации. Темперамент, характер, способности, эмоции, воля – слова, понятные всем. Часть характеристик – врожденные, а некоторые приобретаются в процессе взросления.

Как с этим работать? Благодаря данным особенностям формируется личность. И если на врожденные характеристики мы никак не можем повлиять (холерик, увы, останется холериком), то изменить особенности характера, приобрести новые способности или научиться понимать свои эмоции вполне в наших силах.

В статье мы расскажем:

  1. Темперамент
  2. Характер
  3. Способности
  4. Эмоции
  5. Воля

Темперамент

Темперамент лежит в основе социальных свойств индивидуума. Именно на этом биологическом основании происходит формирование и развитие личности, складываются механизмы психологических процессов, вырабатывается способность к социальной адаптации и другие особенности характера. С физиологической стороны темперамент – это тип высшей нервной деятельности.

Теоретически обосновал понятие темперамента Гиппократ. Затем теория получила развитие в научном трактате древнеримского философа и врача Клавдия Галена «Правильная мера».

Ученый дал определение психологическим особенностям личности. Он считал, что темпераменты можно разделить на 4 основные типа, на формирование которых влияют биологические субстанции: для сангвиника это – кровь, для холерика – желчь, для флегматика – флегма, для меланхолика – «черная желчь».

В чистом виде того или иного темперамента не существует, но для каждого человека характерны черты основного темперамента, которыми он управляет. Развитие или подавление темперамента зависит от обстоятельств. В некоторых случаях люди могут проявлять признаки всех темпераментных типов.

Темперамент

Современная психология выделяет 4 типа темперамента со своими плюсами и минусами. Человек может быть:

  • сангвиником;

  • холериком;

  • флегматиком;

  • меланхоликом.

Уникальная и неповторимая личность формируется благодаря наличию комплекса положительных и отрицательных качеств темперамента.

#THREE_STEPS#

Сангвиник

Для этих людей характерны непоседливость, энергия, быстрая реакция, экспрессивность, живая мимика и выразительная жестикуляция, коммуникативность, жизнерадостность. Сангвиники легки на подъем, энергичны и всегда находятся в движении. Они быстро приспосабливаются к разным ситуациям, не боятся любой работы, которая будет результативной, если окажется им интересна. Холерики и сангвиники имеют схожие черты, но последние обладают более уравновешенным характером.

К позитивным качествам можно отнести:

  • выносливость;

  • позитивные взгляды и оптимизм;

  • креативное мышление;

  • артистические данные;

  • отличную трудоспособность;

  • умение быстро приспосабливаться;

  • коммуникативность, быстрое налаживание контактов;

  • шарм, харизму, притягательность;

  • шутливость;

  • уравновешенность;

  • способность к красноречию.

К негативным сторонам характера относятся:

  • непоседливость;

  • беспечность и легкомыслие;

  • безответственное отношение к поручениям, делам, работе и т. д.;

  • отсутствие терпения;

  • непостоянство в отношениях, личных интересах;

  • частая и резкая смена настроения;

  • инфантилизм;

  • неспособность концентрировать внимание.

Холерик

К психологическим особенностям личности данного типа темперамента относятся: вспыльчивость, непостоянство, агрессивное поведение, излишняя импульсивность. Однако холерики быстро «отходят» и не помнят зла.

Их не пугает любая работа, но они быстро устают от монотонности. Поэтому очень часто бросают начатое, не доводят дело до конца.

К положительным качествам относятся:

  • стремление к поставленной цели;

  • решимость, твердость позиции;

  • терпение и выносливость;

  • эмоциональность, пылкость, чувственность;

  • инициативность, динамичность;

  • сила воли;

  • умение честно и открыто выражать собственное мнение и отстаивать свою позицию;

  • выразительная мимика, оживленная жестикуляция.

К отрицательным психологическим свойствам личности холериков относят:

  • излишнюю торопливость и нетерпеливость;

  • импульсивность;

  • невыдержанность и вспыльчивость;

  • неумение контролировать свои эмоции;

  • бескомпромиссность;

  • отсутствие коммуникативности, конфликтность;

  • агрессию и нервозность;

  • постоянную и резкую смену настроения.

Темперамент

Флегматик

Этим людям свойственна неспешность во всем, медлительность, спокойствие, которое порой просто поражает. Они всегда тщательно продумывают свои действия, не любят суетиться. Флегматиков характеризует ответственность, старательность, миролюбивость, прилежность в учебе и работе, вдумчивость, упорство и настойчивость, педантизм и прагматичность.

Если они берутся за дело, то всегда соблюдают порядок, не меняют установленные правила, сохраняют привычную обстановку, доводят начатое до конца. Флегматики страшатся любых перемен. Эти люди умеют общаться, соблюдая меру.

Положительные характеристики:

  • спокойны и уравновешенны;

  • трудолюбивы и работоспособны;

  • верны, надежны, порядочны, преданны;

  • стремятся к достижению целей;

  • умеют разумно мыслить и рассуждать;

  • обстоятельны, прагматичны;

  • обладают способностью последовательно решать поставленные задачи;

  • постоянны в отношениях, интересах.

Отрицательные черты:

  • неэмоциональны;

  • немногословны;

  • циничны;

  • не проявляют инициативу;

  • практически не реагируют на раздражители извне;

  • равнодушны, не умеют сострадать;

  • долго привыкают к новым обстоятельствам.

Меланхолик

Люди этого типа темперамента характеризуются ранимостью, обидчивостью, скрытностью, нерешительностью. Они часто и глубоко переживают происходящее с ними, подвержены печали и депрессии. Меланхолики сдержанны, медленно говорят и двигаются, часто робеют и смущаются.

Положительные характеристики личности:

  • обладают тактом;

  • сдержанны и осторожны;

  • скромны;

  • наделены развитыми интуитивными способностями;

  • очень внимательны и наблюдательны;

  • надежные и преданные;

  • чувствительные, умеют сострадать.

Отрицательные характеристики личности:

  • часто обижаются и долго помнят обиду;

  • плохо справляются с трудностями;

  • излишне критичны к себе;

  • скрытные;

  • ранимые и плаксивые;

  • быстро устают;

  • тревожны;

  • многого боятся;

  • излишне подозрительны к окружению.

Характер

Характер – это устойчивые психологические особенности личности, которые определяют стиль поведения, привычки и образ жизни. От характера зависит, как будет реагировать человек на те или иные ситуации. С определенным характером не рождаются, он формируется на протяжении всей жизни. Этот процесс зависит от определенных биологических особенностей личности: пола, темперамента, генетического состава.

От свойств характера зависит вся жизнь, он обусловливает наши мысли, дела, поступки, эмоции. Благодаря наличию в психике комплекса паттернов наша жизнь становится легче. Например, оказываясь постоянно в одних и тех же обстоятельствах, человек может совершенно по-разному на них смотреть, оценивать, выстраивать свою линию поведения, проводить анализ возможных последствий. Благодаря характеру данный процесс легче оптимизировать. Если знать, каким характером обладает человек, можно точно определить его дальнейшие действия.

Как формируется характер

Основные его черты закладываются еще в младенчестве, когда ребенок начинает ощущать доверие или недоверие к окружающему миру. В связи с чем именно в этот период малышу важны любовь, забота, развитие, удовлетворение всех его жизненно необходимых потребностей.

По мере взросления дети все активнее познают окружающий мир через проводников – своих родителей, которые пользуются у них безоговорочным и непререкаемым авторитетом. Именно от родителей зависит то, какой характер будет у ребенка в будущем. Некоторые черты формируются у детей благодаря подражанию, другие – в результате развития и планомерного обучения.

Начиная примерно с 3 лет, дети попадают в социум, в котором присутствуют сверстники и другие взрослые. С новыми людьми необходимо взаимодействовать, налаживать контакт. Под влиянием социума формируются дополнительные черты характера, такие как коммуникабельность, сострадание, забота, доброта, щедрость и т. п.

В школьный период жизни для ребенка важно то, как оценивают его взрослые. Он начинает понимать, как нужно поступать, а какое его поведение недопустимо. В это время родители уже не оказывают большого влияния на характер ребенка, который все активнее социализируется. Он вовлечен в разные виды деятельности, в процессе которой у него развиваются такие качества, как инициативность, ответственность, пунктуальность, трудолюбие.

Кроме того, в подростковом возрасте формируется морально-этическая позиция, волевые качества личности. Ребенок, достигший совершеннолетия, имеет уже индивидуальный характер, который в последствии корректируется.

Характер

К основным факторам, оказывающим влияние на формирование и развитие характера, относятся:

  • воспитание в семье;

  • общепринятые культурные ценности, правила и устои в обществе;

  • личный пример людей, которых ребенок особенно любит, ценит и уважает;

  • общественное мнение;

  • саморазвитие.

Черты характера

Определенные психологические особенности личности, проявляемые при возникновении похожих обстоятельств, называются чертами характера.

К примеру, грубость и агрессия, выраженные единожды, не являются чертами характера всегда дружелюбного, приветливого и вежливого человека. Такое поведение скорее окажется следствием ситуативного фактора. В данный момент на человека повлияли усталость, а возможно, он был чем-то расстроен. Устойчивой чертой характера, вероятнее всего, является дружелюбие.

В зависимости от направленности черты характера подразделяются на 3 категории, которые имеют положительные и отрицательные стороны:

  • По отношению к себе. Эти черты характера в комплексе отражают позицию, на которую человек себя ставит по отношению к другим людям, его восприятие внутреннего я. От степени самоуважения, самокритичности, тщеславия, высокомерия, скромности, гордости зависит оценка своих поступков и неудач, постановка целей и задач.

  • По отношению к другим людям. На формирование данных психологических особенностей личности человека оказывает влияние взаимодействие в социуме. Эффективность общения зависит от положительных (отзывчивость, общительность, альтруизм, уважение, чувствительность, сострадание и т. д.) и отрицательных (замкнутость, черствость, циничность, снобизм) черт характера.

  • По отношению личности к деятельности. Эти свойства характера проявляются в работе. Человек в профессиональной деятельности может вести себя по-разному. Он может быть трудолюбивым, аккуратным, ответственным и исполнительным, креативным, инициативным и деятельным. Есть ленивые люди, которые к работе относятся поверхностно, безответственно, равнодушно.

Способности

Человек получает с рождения способности (свойства личности), которые с возрастом развиваются. Задатки, или анатомо-физиологические, психологические особенности нервной системы являются основой для формирования способностей. На их развитие влияют определенные условия. Если их не развивать, человеку, скорее всего, не удастся добиться существенных успехов в деятельности.

Способности подразделяются на биологически обусловленные (их дала природа) и специфические, являющиеся социально приобретенными.

В психологии выделяются категории способностей, которые формируются под влиянием психологических особенностей личности:

  • Общие (отличная память, концентрация внимания, подвижная психика). С их помощью человек может начинать любое дело и добиваться в нем успехов.

  • Специальные (отличный музыкальный слух, превосходный художественный вкус и т. п.) Благодаря этим способностям человек будет успешен в какой-либо конкретной отрасти.

Специальные способности в свою очередь могут быть:

  • музыкальными;

  • спортивными;

  • интеллектуальными;

  • математическими;

  • техническими;

  • художественными;

  • творческими;

  • лингвистическими;

  • организаторскими.

В зависимости от участников взаимодействия выделяют:

  • межличностные, в процессе которых человеку удается легко установить социальный контакт;

  • предметные, если человек гораздо проще взаимодействует с предметами, чем с окружающими людьми.

Способности могут быть:

  • теоретическими, если человек успешно анализирует, рассуждает;

  • практическими, если индивидууму лучше удается с помощью активных действий на практике реализовывать задуманное.

В зависимости от уровня развития способности бывают:

  • репродуктивными, когда действия человека основаны на чужом опыте и познаниях;

  • изобретательными, если человек создает что-то свое, новое и неповторимое.

Эмоции

Этот показатель не отличается объективностью, так как основан на индивидуальных потребностях конкретной личности, субъективном мнении и убеждениях человека, его опыте. Эмоции являются психической реакцией на что-либо.

Бывают эмоции:

  • положительные, к которым относится вера, надежда, радость, оптимизм, энтузиазм, страсть и т. д.;

  • отрицательные, к которым можно отнести беспокойство, уныние, скуку, грусть, тревожность, разочарование, раздражение, боязнь и другие.

Эмоции

Согласно теории Б.И. Додонова, эмоции можно квалифицировать в зависимости от ситуации, во время которой они проявляются. Они могут относиться к:

  • коммуникативным;

  • альтруистическим;

  • праксическим, проявляющимся после достижения желаемого;

  • глорическим, возникающим в связи с необходимостью самоутверждения;

  • пугническим, проявляющимся при возникновении опасной, рискованной ситуации;

  • романтическим;

  • эстетическим;

  • гностическим, основанным на тяге к знаниям;

  • акизитивным, проявляющимся в связи с накопительством;

  • гедонистическим, относящимся к получению удовольствия.

Воля

Если у человека есть воля, значит, он легко преодолеет все препятствия на своем пути. С помощью воли люди могут осознанно контролировать свое поведение и поступки. Еще в детском возрасте человек развивает умение приводить в порядок свои мотивы, цели, желания. Он учится справляться с трудностями, проводит тщательный анализ мыслей, действий.

О наличии воли могут говорить следующие черты:

  • решительность;

  • твердость;

  • умение настоять на своем;

  • четкое следование поставленной цели;

  • самостоятельность;

  • терпение и выдержка;

  • исполнительность и ответственность;

  • отсутствие страха;

  • дисциплинированность.

Все эти характеристики появляются на 3 уровнях: поведенческом, когнитивном, эмоциональном.

То, как человек относится к себе, окружающим, воспринимает свое я и мир в целом, зависит во многом от его индивидуально-психологических особенностей.

Воля

Основные социально-психологические особенности личности влияют на активность, профессию, жизненный путь. Кроме того, если человек не знает, какими наделен психологическими особенностями, он не сможет полноценно заниматься саморазвитием, самореализовываться и самоактуализироваться.