Мы в соц. сетях:

О чем речь? Для ребенка развитие личности — это непрерывный процесс, который начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь.

На что обратить внимание? Родители играют решающую роль в развитии личности своего ребенка. С самого рождения мать и отец могут обеспечить поддержку и руководство, чтобы помочь сформировать личность ребенка в позитивном ключе. Это подразумевает установление границ, любовь и привязанность, воспитание ценностей и морали, поощрение исследований и творчества, помощь в развитии навыков решения проблем и предоставление возможностей для социального взаимодействия со сверстниками.

В статье мы расскажем:

  1. Формирование и развитие личности ребенка
  2. Условия развития личности детей
  3. Фазы развития личности
  4. Какие факторы влияют на развитие личности ребенка
  5. Правила личностного развития ребенка
  6. Воспитание и формирование личности ребенка
  7. Формирование личности ребенка в общении
  8. Ошибки при личностном развитии ребенка
  9. Какие условия обеспечат успешное формирование личности
  10. Коллектив — движущая сила
  11. Признаки личностного развития ребенка

Формирование и развитие личности ребенка

По причине отсутствия жизненного опыта он не в состоянии проанализировать и оценить ни собственное поведение, ни характеристики других.

В настоящее время большинство специалистов в области психологии и педагогики сходятся во мнении о том, что все ключевые характеристики, будь то положительные или отрицательные, ребенок приобретает именно в первые годы жизни. В раннем детстве происходит закладка фундаментальной основы трех ключевых групп качеств личности: мотивационных, стилевых и инструментальных. Логическая последовательность их формирования напрямую зависит от основных этапов развития.

Социальное определение, объединяющее в себе все, что имеется в человеке надприродного и заложенного исторически, называется личностью. Это понятие не несет в себе врожденную характеристику субъекта. Личность ребенка формируется в ходе культурного развития и взаимодействия в социуме. Личностный рост имеет присущие только ему этапы, определяющие развитие ребенка.

Единство структуры личности человека связано с конкретными целями и активным развитием с учетом мотивационной сферы.

Деятельность, формирующая личность ребенка, состоит из двух ключевых аспектов. Первый предполагает поэтапное осознание малышом своей роли в реальном мире. Второй заключается в развитии чувственной и волевой сфер характера. Они контролируют жизненную мотивацию и стабильность поведения.

Формирование и развитие личности ребенка

Зачастую взрослые люди осуществляют подмену понятия «личность» определением «индивидуальность». Они полагают, что, когда у ребенка появляются задатки собственных предпочтений в какой-либо сфере (к примеру, нравятся конкретные музыкальные произведения), тогда можно считать его полностью сформированной личностью. Однако данное суждение весьма спорное.

Вкусовые пристрастия в отдельных областях демонстрируют скорее индивидуальные черты детей, но не раскрывают особенности личности. В свою очередь, коммуникативные навыки, черты характера и иные проявления не есть свойства личности. Индивидуальные качества человека, такие как талантливость, темперамент, безусловно, сказываются на формировании личности. Однако при этом они не представляют собой факторы, которые целиком определяют ее структуру.

Как же понять, что личность ребенка достаточно сформирована и осознается им? Можно отметить несколько ключевых моментов:

  • ребенок грамотно употребляет личные местоимения в разговорной речи;

  • имеются базовые представления о парадигме «хорошо – плохо», благодаря чему ребенок учится делать правильный выбор и отказываться от «плохого», чтобы получить «хорошее»;

  • достаточно развит самоконтроль;

  • малыш способен на своем возрастном уровне рассказать о собственном внешнем виде или характере, может поделиться переживаниями, обидами или проблемами.

Учитывая вышеперечисленные критерии, можно сделать вывод, что развитие ребенка позволяет ему воспринимать себя личностью в возрасте двух лет. Психологи, в свою очередь, определяют трехлетний возраст, мотивируя это тем, что данный этап связан с формированием самосознания. Достигнув 5 лет, дети полностью осознают себя как личность, которая обладает характерными особенностями и существует в системе тесных взаимосвязей с реальным миром.

Условия развития личности детей

Специалисты различных направлений изучают условия, стимулирующие развитие личности ребенка. Они представляют собой составные элементы той окружающей среды, в которой осуществляется процесс становления.

Их можно классифицировать на биологические, социальные и наследственные:

Биологическое развитие ребенка

Первичным компонентом развития личности является биологическая природа человеческого организма. Она должна быть без существенных отклонений, затрудняющих социальное развитие личности. Чрезвычайно важно контролировать правильное функционирование органов чувств, а также активность процессов головного мозга.

Социальное развитие личности ребенка

Следующим немаловажным элементом процесса, формирующего личность ребенка, можно назвать социальные условия развития.

В данном случае это наличие людей, которые показывают пример следования социальным нормам поведения. Формирование поведенческих норм сопровождается необходимостью приложить усилия со стороны ребенка. Это нужно для самоконтроля над своей биологической сущностью, для регулирования желаний и потребностей.

Условия развития личности детей

Без определенного социального окружения, основными элементами которого являются родители, воспитатели детских дошкольных учреждений, друзья, даже герои художественных произведений, это было бы невозможно. Ведь именно среда создает и регулирует усвоение тех или иных поведенческих норм. Доказательством могут выступать те случаи, когда по каким-либо причинам ребенок воспитывался среди животных.

Отклонения в поведении, которые присущи той или иной социальной среде, неизбежно находят отражение в проявлениях личности, которая развивается в данном социуме. К примеру, в ситуациях с неблагополучным контингентом, когда развитие ребенка происходит в колониях и т. д.

Конечно, воспитание личности не является лишь процессом формирования в ребенке каких-либо необходимых в обществе норм поведения и жизненных установок. В первую очередь это демонстрация собственного положительного примера. Вследствие чего от детей требуется самостоятельно применить в практической деятельности то, чему они обучались.

Например, если перед нами стоит задача научить ребенка ответственно выполнять задание, то наших пояснений, собственного положительного примера, системы наказаний будет явно недостаточно. Ребенку потребуется ежедневно отрабатывать навык, выполняя домашние задания, самостоятельно собирая портфель к школе. Тем самым он учится контролировать свои желания, формируя устойчивое поведение.

Таким образом, развитие ребенка должно сопровождаться его активными действиями, которые будут способствовать закреплению того или иного навыка.

Наследственность

Следующим условием развития личности является наследственность. Дети неизбежно перенимают от родителей интеллектуальные, специальные (определенные способности, например, актерские, лингвистические), а также моральные качества.

Вопрос о наследовании моральных качеств на сегодняшний день по-прежнему остается в науке неоднозначным и сложным. Надо отметить, что наследственные задатки – это возможность, полученная при рождении, которая при определенных условиях может трансформироваться в характерные свойства личности.

Но также может не получить дальнейшего развития и, соответственно, не оказать существенного влияния на жизнь и деятельность человека. Таким образом, эти условия действуют в тесном взаимодействии между собой.

Фазы развития личности

Существует три фазы формирования личностных качеств ребенка:

Адаптация

Этот период начинается с момента рождения и длится вплоть до подросткового возраста. Ребенок приобретает опыт социализации: он приспосабливается к внешней среде, подражает примерам, подстраивается под обстоятельства.

Ребенок ощущает необходимость быть похожим на других, стараясь максимально адаптироваться в обществе. Это относится и к детскому саду или школьным учреждениям.

Групповое обучение может способствовать возникновению условий, необходимых для развития личности, и характеристик, которые ранее не были свойственны ребенку, но являются отличительными чертами для иных представителей группы.

Фазы развития личности

Индивидуализация

У ребенка формируется желание противопоставлять себя другим людям, выделиться в коллективе, появляется собственное отношение к общественным нормам и принятым социальным правилам. Призывом к индивидуальности выступает осознание противоречий между итогом адаптации и необходимостью персонализации на начальном этапе.

Ребенок начинает подыскивать методы, способствующие выражению индивидуальности и ее фиксированию. Это может найти отражение в поведении, одежде, манере говорить.

Если развитие ребенка успешно проходит фазу адаптации, то со временем он начинает осознавать, что индивидуальность – величина непостоянная. В такой момент концентрируются внутренние резервы, начинается поиск общества, которое могло бы обеспечить необходимый уровень персонализации.

Интеграция

Развитие ребенка предполагает желание обрести свое место в обществе. Интеграция проходит с легкостью, если общество готово принять человека. Однако возможны и другие варианты. Человек всячески стремится сохранить свою индивидуальность, что, в свою очередь, способствует негативному взаимодействию с людьми и обществом в целом.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

Личность ребенка формируется под воздействием многих факторов. На основе тех теорий, которые предлагаются различными представителями психологической науки, необходимо обозначить мысль: развитие ребенка строится на базе природных данных, принятия себя и определенном багаже жизненного опыта.

Развивающий процесс берет свое начало в раннем возрасте:

  • Внутренние факторы: темперамент, сформированный на генетическом уровне.

  • Внешние факторы: воспитание, социальный статус, окружение и особенности эпохи.

Большинство специалистов придерживается мнения, что генетическая наследственность существенно влияет на личность ребенка, потому что содержит информацию о поколениях матери и отца. Новорожденный является продолжателем сразу обоих родов. Это не означает, что он получит в точности их характерные особенности или способности. Природа дает ему фундамент для развития, остается только правильно его использовать.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

Важность биологического фактора весьма высока. Это обусловлено тем, что люди, развивающиеся в идентичных условиях, вырастают уникальными, с ярко выраженными противоположными чертами. Биологические факторы считаются основой для развития личности ребенка. Это постепенный процесс, в котором социализация играет не последнюю роль. На жизненное восприятие большое влияние оказывает воспитание и пример родителей.

Правила личностного развития ребенка

Какие же условия необходимы для успешного личностного развития ребенка?

  1. Постарайтесь стать партнером для детей, не стоит проявлять излишнюю строгость и авторитарность. Постоянный контроль не принесет нужного результата, а создаст лишнюю напряженность. Оптимальным вариантом является предоставление свободы, стимулирование самостоятельности через доверие и дружескую атмосферу.

  2. Давайте ребенку возможность совершать ошибки и набираться собственного опыта. Вводя множество запретов, нельзя оградить его от неприятностей. Доходчиво и спокойно объясняйте, почему не надо делать какие-то поступки, к каким последствиям это приведет, давая право самому принимать решения.

  3. Предоставьте ребенку больше свободы действий: выбор своего круга знакомых и друзей, хобби, вкусы и проявления личностных особенностей. Выделите для себя такие направления его жизни, которые не будут вами контролироваться. Таким образом, вы будете способствовать раскрытию потенциала и формированию самостоятельности.

Воспитание и формирование личности ребенка

Первичной культурной средой ребенка, которая объединяет предметно-пространственное, социальное, событийное и информационное окружение, выступает его семья.

Близкие люди в той или иной степени оказывают влияние на формирование индивидуальной воспитательной среды. К примеру, обеспечивают ребенку полноценное питание, приобретают для него одежду, раскраски, игрушки и т. п. От правильной организации воспитания зависят методы влияния на личность, их результативность для развития ребенка, а также то, насколько безболезненно он будет переживать возрастные кризисы и этапы своего становления.

Вопреки распространенному мнению, специфические методы воспитания в семье, направленные на развитие или коррекцию личностных качеств ребенка, занимают незначительное место в воспитательном процессе. При этом в домашнем воспитании, безусловно, существует ряд требований, система наказаний и поощрительных мер.

Домашнее воспитание включает индивидуальное воздействие, конкретность методов, благодаря чему оно стимулирует активность, направленную на развитие личности ребенка в дошкольном периоде.

Детская активность, которая проявляется в различных видах деятельности, выступает основой для появления социальных и психологических принципов в структурном составе личности. Специфические особенности индивида берут свое начало в процессах взаимодействия детей с окружающей средой.

Воспитание и формирование личности ребенка

Семья представляет собой фундаментальный фактор воспитательного процесса по причине того, что именно она организовывает для детей всевозможные направления деятельности.

Сам по себе ребенок от рождения не имеет навыков, позволяющих ему жить самостоятельно. За его взаимодействие с миром ответственны родители и иные участники внутрисемейных коммуникаций. В этом и заключен основной смысл педагогики. Таким образом, малыш, которому повезло появиться в благоприятной среде, не способен полноценно развиваться в случае ограниченных возможностей контакта со своим окружением либо его полного отсутствия.

Под воспитанием внутри семьи подразумеваются целенаправленные взаимоотношения взрослых с младшими, основанные на любви, уважении, признании достоинств крохи. Такое общение предполагает наличие психологической и педагогической поддержки и защищенности малыша, при которых личность ребенка в дошкольном возрасте развивается с учетом его собственного потенциала и в соответствии с семейными традициями.

Специфика семейных методов воспитательного характера заключена в возможности влиять на становление личности ребенка как в положительном аспекте, так и в отрицательном. Благоприятное воздействие на личность ребенка выражается, например, в любви, уважительном к нему отношении. Нигде ребенка не будут любить больше, чем в семье. Однако при этом большего вреда воспитанию и личностному развитию не может нанести никакой другой социум.

Формирование личности ребенка в общении

Процесс общения можно рассматривать как определенный вид деятельности, направленной на взаимный обмен данными между индивидами. Он имеет важное значение для развития субъектов и формирования культуры поведения. Используя коммуникации с более развитыми в психологическом аспекте индивидами, ребенок применяет свои когнитивные способности.

Это происходит благодаря наличию большого диапазона образовательных возможностей. Именно через результативное общение с высокоразвитыми людьми малыш постепенно позиционирует себя личностью.

Активное взаимодействие детей со взрослыми способствует формированию набора эмоций, который соответствует шаблонам, принятым в настоящее время в определенном сегменте общества.

Личность ребенка формируется, во многом подчиняясь приобретенным новообразованиям его внутренних эмоций, которые являются последствиями вербального взаимодействия людей. Такое общение выходит за границы коммуникативной деятельности, оно совершенствует личность во всех сферах.

Формирование личности ребенка в общении

Общение само по себе является первоначальной моделью отношения малыша к окружающей среде. Оно основывается на понимании со стороны второго участника взаимодействия. В благоприятных условиях таким человеком выступает мама. По мере взросления эта форма общения у детей сменяется на более совершенную, в которой необходимо взаимное понимание между общающимися.

Таким образом, при общении ребенок, озвучивая собственные желания, старается учитывать мнения окружающих, от которых зависит реализация его личных «хочу».

Развитие личности ребенка в школьном возрасте происходит по мере воздействия:

  • отношений со сверстниками, с которыми он обучается, и взрослыми в составе педагогического коллектива учреждения;

  • необычной деятельности и общения, через которые происходит вливание ребенка в классный коллектив и на общешкольном уровне.

Результативность данного этапа, формирующего личность ребенка, зависит от некоторых элементов, включая социальные чувства, выработку поведенческих навыков для взаимодействия в социуме. К ним можно отнести взаимопомощь, понимание ответственности за свои действия, чувство товарищества.

Младший школьный возраст характеризуется наличием значительного потенциала для формирования личностных, нравственных норм. В большей мере это основывается на умении уступать и той или иной степени внушаемости людей, их стремлении доверять, подражать примеру, а самое важное – авторитете педагога.

Ошибки при личностном развитии ребенка

Специалистами рекомендуется не допускать ошибок в процессе развития ребенка как личности:

Категорический запрет

Это ставит ребенка в определенные рамки, не позволяя ему самостоятельно принимать решения и проявлять свою индивидуальность. Не становитесь врагом для своего малыша, относитесь к нему уважительно. Иначе вы рискуете спровоцировать возникновение психологических расстройств или проблем со здоровьем.

Гиперопека

Избыток заботы также пагубно влияет на личность ребенка, его развитие и неизбежно приводит к возникновению проблем в жизни повзрослевшего чада. В этом случае самостоятельность является для человека чем-то пугающим и недосягаемым. Это вполне предсказуемо, когда родители, пытаясь оградить от проблем, не позволяют проявлять инициативу, удовлетворять личные потребности без вмешательства взрослых.

Ошибки при личностном развитии ребенка

Наиболее тяжелые формы чрезмерной заботы могут привести к возникновению неврозов. Зачастую такие дети не способны выстраивать отношения со сверстниками, не умеют заводить знакомства. Постоянное присутствие родителя в личном пространстве малыша может стать причиной психических расстройств.

При всей любви к ребенку постарайтесь не доводить ситуацию до крайностей, когда он лишен элементарных социальных навыков, возможностей выстраивания собственных рамок и выражения своей позиции.

Чрезмерная требовательность

Этот принцип заключается в необходимости аргументировать предъявляемые ребенку требования объективными обоснованиями. Избегайте употребления выражений «потому что» или «так надо», не объясняя, почему это плохо или хорошо. Вероятнее всего, такое ваше поведение вызовет раздражение и нежелание вам доверять. Правильнее всего честно и понятно объяснить свои мотивы, действия, чтобы ребенок представлял причины и последствия тех или иных поступков.

Нотации

Навязчивые нравоучения со временем теряют силу и несут в себе лишь негатив. Воспитать таким образом невозможно, а вот настроить ребенка против себя и тех людей, с которыми вы его сравниваете, вполне вероятно. Этот метод, скорее всего, вызовет протест и обострит отношения с родителями.

Чрезмерное баловство ребенка

Представляет собой родительскую модель поведения, противоположную контролю и запретам. В этом случае отпрыску позволяется слишком много. Вседозволенность входит в привычку, и окружающие отмечают сложности в общении с такими детьми. Они изначально лишены возможности решать свои проблемы самостоятельно.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важными условиями, в которых должна формироваться личность ребенка, являются:

  • Наглядный пример родителей.

Для малыша очень важно, что мама и папа не притворяются, а на самом деле счастливы друг с другом. Невозможно воспитать удовлетворенного человека, если сам не испытываешь этого.

Психологи пришли к мнению, что люди, которые переживают внутреннюю дисгармонию, зачастую имеют конфликты с детьми. Только счастливые родители способны по-настоящему понимать своего ребенка, выстроив отношения с ним, основанные на принципе доверия. Это стимулирует успешное развитие личности ребенка.

Стараясь помочь ребенку, необходимо честно ответить самому себе: осознанно ли вы относитесь к собственным чувствам, даете ли себе шанс искренне радоваться и тосковать. Или вы прячете свои эмоции и подаете пример излишней сдержанности, тем самым подавляя личность ребенка.

  • Взаимодействие с окружающими.

Родителям надо на собственном примере продемонстрировать способы коммуникации с людьми. Спросите себя: «Можете ли вы построить адекватное общение с человеком, с которым не сошлись во мнениях?» Какова вероятность, что вы навязываете собственное мнение другим или сами зависите от чужой воли? Ваш ребенок неизбежно будет копировать эту модель поведения.

  • Забота и внимание.

Личность, сполна получившая на начальном этапе развития внимание и тепло, вероятнее всего, будет ощущать себя в жизни уверенно и безопасно. Мать и отец символизируют жизненные ориентиры, которые серьезно влияют на ребенка. Когда мама проявляет милосердие, заботу, любовь, ребенок в любом возрасте будет ощущать тепло и внимание. В отношении отца к детям необходимо равноценное сочетание строгости и доброты.

Коллектив — движущая сила

Периодом, когда происходит наиболее активный контакт индивида с обществом, служит дошкольный возраст. На данном этапе ребенок попадает в первый в своей жизни коллектив — группу в детском саду. К факторам, оказывающим непосредственное влияние на развитие личности ребенка, стоит отнести не только взаимодействие со сверстниками, но и общение со взрослыми. В их роли теперь выступает, помимо родителей, педагогический состав учреждения дошкольного образования.

На момент поступления в детский сад по поведенческим признакам в детях четко просматривается прохождение той или иной фазы личностного роста. На начальном этапе ребенок переживает процесс адаптации к условиям нахождения в группе.

Затем следует индивидуализация. Это может проявляться в различных направлениях: ребенок особенно выделяется в тех или иных видах деятельности, не слушается или, наоборот, четко выполняет задания. Результативность прохождения всех этих этапов подвергается воздействию множества факторов: семьи ребенка, определенной социальной группы, личностных характеристик.

Коллектив — движущая сила

Таким образом, развитие личности ребенка — это долгий, сложный и ответственный процесс. Важнейшую роль в раннем возрасте играет семья. Позднее в личное развитие вносит вклад коллектив, в который вливается ребенок. В современном мире основной задачей взрослых является адекватное понимание важности воспитания, применение системного подхода.

Признаки личностного развития ребенка

Можно с уверенностью сказать, что личность ребенка сформирована, если:

  1. Он правильно говорит о себе, употребляя личные местоимения: «я», «я сам», «мне». Это отражается в действиях – он старается выполнять все самостоятельно.

  2. Ребенок четко различает понятия добра и зла, плохого и хорошего. У него сформировались морально-нравственные установки, благодаря чему он объясняет, почему делает так или иначе.

  3. Имеет развитые навыки самоконтроля. Его желания обретают осмысленный характер, а не основаны на эмоциях, как в более раннем возрасте. Он осознанно совершает выбор и оценивает возможный результат. Ребенок открыт, не боится попросить совета или помощи и выражать при ком-то свои эмоции.

  4. Он с легкостью делится собственным мнением, умеет правильно доносить мысли, здраво использует свои возможности, а также четко передает личные переживания.

Психологи убеждены, что среднестатистическим возрастом, когда происходит развитие личности ребенка, является период от 1 до 3 лет: он осознает себя полноправным членом социума. Около 5 лет малыш уже начинает правильно определять собственную роль в этом мире и активно выстраивает отношения с людьми.

Именно по этой причине возрастной период от 1 года до 5 лет является фундаментальной основой для запуска процесса развития полноценной личности. В это время родителям необходимо уделить особое внимание ребенку, который учится навыкам анализа и оценки происходящего, пытается воспринимать советы взрослых и впитывать необходимую информацию.