Мы в соц. сетях:

Какие бывают? Типы межличностных отношений чрезвычайно разнообразны. Ежедневно мы выстраиваем взаимодействие с коллегами, друзьями, родственниками и противоположным полом. В его основе лежат различные чувства: симпатия, уважение, влюбленность или неприязнь и вражда.

Как построить? Наши отношения проходят определенные этапы: с кем-то мы остаемся на уровне знакомства, а с некоторыми добираемся до романтических вершин. Умение создавать доброжелательные и комфортные связи зависит от знания законов, по которым строится общение. Рекомендации, приведенные в этой статье, помогут избежать ошибок на данном пути.

В статье мы расскажем:

  1. Особенности межличностных отношений
  2. Структура межличностных отношений
  3. Классификация межличностных отношений
  4. Этапы развития отношений
  5. 8 типов межличностных отношений
  6. Важные правила общения

Особенности межличностных отношений

Реализация межличностных отношений осуществляется посредством трех форм взаимодействия:

  • обмен информацией через устную речь (вербальное соприкосновение);

  • использование невербальных сигналов, например, жестов и т. д.;

  • обмен эмоциями через средства экспрессии, например, плач, смех и т. д. (аффективное соприкосновение).

Нужно отметить, что формирование межличностных отношений начинается сразу после рождения, хотя младенец еще формально не является личностью. Для взаимодействия с родителями он использует плач, смех, с помощью которых сообщает о своих желаниях и чувствах. Со временем общение становится все более осознанным, однако все же межличностные связи можно будет считать настоящими, только когда завершится первичная социализация ребенка.

Особенности межличностных отношений

Характерные особенности межличностных отношений:

  • Присутствует сильная зависимость от эмоциональных оценок (осознанных и бессознательных), причем даже в случае деловых и формальных отношений.

  • Каждый субъект данного взаимодействия является уникальным индивидом, который занимает определенное место в обществе и обладает конкретными свойствами характера.

  • Развиваются постепенно во время общения и других видов коммуникации, а не спонтанно.

  • Данный вид взаимодействия является непостоянным и может меняться в худшую либо лучшую сторону, иногда кардинально.

Структура межличностных отношений

Типы межличностных отношений (дружба, любовь, деловое партнерство и т. д.) могут быть разнообразными, однако в любом случае их структура включает в себя три основных компонента, а именно когнитивный, эмоциональный и поведенческий. На каждом из них следует остановиться более подробно:

Когнитивный компонент

В данном случае речь идет о различных видах познавательной активности, возникающих в межличностных отношениях. Это может быть мышление, восприятие, воображение и т. д.

Взаимопонимание – то, от чего зависит когнитивный компонент. Оно в свою очередь обладает двумя характеристиками:

  • адекватность, то есть когда поступающая информация интерпретируется правильно;

  • идентификация, когда человек неосознанно отождествляет себя с партнером.

Эмоциональный компонент

Испытываемые субъектом эмоции по отношению к партнеру во время взаимодействия:

  • антипатия или симпатия;

  • удовлетворенность, счастье;

  • сопереживание (эмпатия).

Поведенческий компонент

Структура межличностных отношений

Человек на подсознательном уровне выражает свое отношение к другим людям, используя для этого нетипичные речевые обороты, жесты, мимику, интонацию и т. д. Нужно сказать, что именно этот компонент является главным фактором, регулирующим межличностные связи, его проще заметить со стороны, чем проконтролировать, хотя он слабо зависит от воли индивида.

Классификация межличностных отношений

Если говорить о том, какие есть типы межличностных отношений, то они могут классифицироваться по-разному в зависимости от ракурса:

Официальные и неофициальные

Официальное взаимодействие предполагает соблюдение определенных формальных правил и установленных должностными лицами актов во время общения. Примеры этого типа межличностных отношений: «начальник – подчиненный», «студент – преподаватель» и т. д.

Если говорить о неофициальном взаимодействии, то оно не ограничивается формальностями и возникает вне зависимости от положения контактирующих, их работы и т. д. То есть в данном случае отношения возникают в рамках личной жизни.

Личные и деловые

Формирование делового типа межличностных отношений происходит во время трудовой деятельности, то есть это служебные взаимоотношения, которые возникают между коллегами и базируются на распределении между ними обязанностей.

Если говорить о личных связях, то они, как правило, основываются на чувствах, которые партнеры испытывают друг к другу, и складываются вне профессиональной деятельности.

Рациональные и эмоциональные

В рациональных взаимоотношениях не всегда присутствуют положительные эмоции, то есть собеседники могут испытывать по отношению друг к другу неприязнь, но при этом взаимодействовать с расчетом на какую-либо выгоду.

Межличностные отношения данного типа (согласно психологии) базируются на эмоциональном взаимовосприятии, поэтому большую роль в их формировании играют чувства. Когда человек внутренне расположен к собеседнику, у него есть желание общаться, можно говорить о симпатии. Если же сближаться не хочется и поведение оппонента вызывает недовольство, то возникает антипатия.

Классификация межличностных отношений

Субординационные и паритетные

Когда взаимоотношения возникают между подчиненным и руководителем, они называются субординационными. В данном случае нет равноправия, поскольку один или несколько участников имеют более низкий статус и меньше прав, чем другой (начальник).

В паритетном типе межличностных отношений в группе у всех равные права, никто ни у кого не находится в подчинении и ни от кого не зависит.

Первичные и вторичные

Первичными отношения называются потому, что именно с них начинается взаимодействие человека с обществом. Они основаны на духовном содержании (доверии, взаимопонимании, нравственном единстве и т. д.). Возникает этот тип межличностных отношений между друзьями, родственниками, соседями.

Что касается вторичных отношений, то они являются уже формальными и формируются в результате усложнения социума. Чаще всего они не основаны на нравственности и не требуют моральной или духовной вовлеченности.

Этапы развития отношений

Взаимоотношения личного характера проходят через несколько этапов развития и формирования:

  • Знакомство.

С этого начинаются любые отношения (начало коммуникации). К данному виду взаимодействия относятся люди, с которыми вы не только вступали в диалог, но и просто знакомы визуально.

  • Приятельские отношения.

Данный тип общения и межличностных отношений базируется на общих интересах, симпатии, взаимной привязанности, а также желании поддерживать отношения и проводить время вместе.

  • Товарищеские отношения.

В этом случае всех участников объединяет общий вид деятельности. У них одна цель, на достижение которой и направлено их общение.

  • Дружеские отношения.

Этапы развития отношений

Дружеский тип межличностных отношений основан на взаимопомощи, эмоциональной привязанности и поддержке. Однако, для того чтобы дойти до этого этапа, необходимо обладать определенными личностными качествами и приложить немало усилий.

  • Любовные отношения.

Любовь (в том числе платоническая) – тип межличностных отношений, который представляет собой наивысшую форму взаимодействия между людьми и предполагает ответственность за партнера, самоотверженность, благородство.

Чтобы создать благоприятный фон для гармоничного развития взаимоотношений в данном случае, придется долго и упорно трудиться, как и в случае с дружбой. Влюбленность является сильным мотиватором и двигательной силой, однако испытать ее дано не каждому. Причина может быть не только в индивидуальных качествах человека, но и в отсутствии достойного избранника.

Нужно понимать, что независимо от того, в какой тип межличностных отношений (семья, дружба, любовь, деловое партнерство) человек вступает, он в любом случае несет определенную ответственность. Именно от него зависит 50 % успеха в построении взаимоотношений и итоговый результат общения с партнером, особенно если речь идет о дружеских или любовных взаимосвязях.

8 типов межличностных отношений

Любой тип межличностных отношений (романтическая любовь, дружба и т. д.) основан на психологических особенностях контактирующих личностей. Модели взаимодействия людей между собой базируются на психологических предрасположенностях человека, которых всего 8:

  • Дружелюбный.

Для таких людей очень важно мнение окружающих, им необходимо одобрение общества. Кроме того, вступая в конфликтный тип межличностных отношений, они всегда пытаются найти компромисс, хотят всегда быть хорошими и стремятся к удовлетворению этого желания. Такие личности очень внимательны к эмоциональному состоянию индивидов вокруг них.

  • Зависимый.

Как правило, такие люди не уверены в себе, не имеют четкой позиции и стараются найти более авторитетное мнение, чтобы подтвердить собственную точку зрения. Чаще всего это беспомощные личности, которые не способны адекватно реагировать на стрессовые и конфликтные ситуации.

  • Подчиняемый.

Со стороны может показаться, что у него нет своих целей. Такого индивидуума можно очень просто, а иногда и ненарочно довести до такого эмоционального состояния, в котором он будет испытывать неловкость.

  • Альтруистический.

8 типов межличностных отношений

Данный тип личности основан на жертвенности. Несмотря на то, что такие люди имеют свои потребности, они готовы принести их в жертву ради того, чтобы удовлетворить интересы других. При общении с индивидами нередко возникает ощущение, что они навязывают свою помощь, хотя в ней никто не нуждается.

  • Эгоистичный.

Такие люди, игнорируя цели других, стараются достичь собственные. Им свойственно нечестное соперничество, а в общении с партнером чрезмерная самовлюбленность. Личности такого типа не прочь переложить свои задачи и ответственность на других.

  • Агрессивный.

Это люди, которые склонны к обесцениванию чужих эмоций. Они не любят брать на себя ответственность за совершенные ошибки, редко идут на компромиссы, часто обвиняют других и относятся к трудностям окружающих с насмешкой. Подобные личности считают, что они честны и прямолинейны, хотя их поступки и слова, скорее, можно назвать бестактными. Кроме того, они отличаются чрезмерной настойчивостью и раздражительностью.

  • Авторитарный.

Человек всегда старается занять место авторитета независимо от формата взаимодействия и обстановки. Нередко его желание и потребность обладать властью делает из него деспота. Он не считается с чужим мнением, для него такового просто нет, а также требует безоговорочного уважения к собственной персоне, даже если для этого нет никаких видимых причин. Личность данного типа не привыкла спрашивать или просить, она может только указывать.

  • Подозрительный.

Такие индивиды считают, что окружающие настроены по отношению к ним враждебно. От них часто можно слышать, что они разочаровались в друзьях, партнерах или близких. Кроме того, личности подобного типа постоянно все критикуют (явления, события, людей), жалуются и не могут установить доверительного контакта.

Важные правила общения

  • Называйте собеседника по имени.

Независимо от того, в каких отношениях вы находитесь с человеком, собеседника следует называть по имени. Так вы подчеркнете свое внимание к нему.

  • Будьте искренними.

Все, что вы доносите до человека, должно быть искренним и честным. Так, если на коллеге платье, которое вам не совсем нравится, не стоит говорить о том, что оно красивое, лучше отметить что-то другое. Люди на подсознательном уровне чувствуют, когда им врут. Кроме того, если собеседник говорит о том, что противоречит вашим взглядам, не стоит с этим соглашаться, лучше выслушать, промолчать либо высказать свою точку зрения по данному вопросу.

  • Никогда не оценивайте.

Положительно оценивать можно лишь то, что вам близко, и то, что вы поддерживаете в интересах партнера, в остальных вопросах следует придерживаться нейтралитета, особенно когда речь идет о чужих людях и их поступках. Это вовсе не говорит о том, что вы соглашаетесь с мнением, которое противоречит вашему, напротив, свидетельствует о непредвзятости.

  • Соблюдайте личные границы и пространство.

Важные правила общения

Приемлемой социальной дистанцией для общения считается 1–3,5 м. Нужно помнить, все, что находится от вас на расстоянии до 1 м, считается личным пространством, в котором могут находиться только близкие люди и некоторые родственники. До 45 см от вас – это уже зона интимная, для доверительного типа межличностных отношений, в которую могут входить только значимые люди.

  • Не давайте рекомендаций без спроса.

Иногда человеку просто нужно выговориться, поделиться чувствами, рассказать историю. Он уже сам решил, что ему необходимо делать.

  • Используйте невербальные методы общения.

О вашем доверительном отношении к собеседнику скажут открытые ладони, мягкий взгляд в глаза и кивание головой.

  • Не бойтесь уточнить информацию.

Если вы чего-то не расслышали, а информация важная, не стесняйтесь переспросить и уточнить. Перефразируйте то, что сказал собеседник, и спросите, правильно ли вы поняли. Это позволит избежать недомолвок.

  • Следите за мимикой.

Важные правила общения

Для того чтобы лучше понять собеседника, нужно не только слушать, что он говорит, но и следить за его жестами, мимикой и интонацией голоса.

  • Принимайте негативные эмоции.

Негативные реакции могут возникать при любых типах межличностных отношений и межличностных взаимодействий, причем как со стороны одного собеседника, так и со стороны сразу нескольких. И если прояснить взаимоотношения искренне, то они тоже могут стать энергией для дальнейшего развития.

Вышеперечисленные правила необходимо соблюдать как при деловых, бытовых и развлекательных контактах, так и в конфликтных ситуациях. В этом случае взаимодействие станет для вас хорошим опытом, толчком к развитию и завершится с минимальными потерями.